Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Интервью с Андрюхиной Л.М " Важный критерий настоящего педагога - это когда ты готов с ним общаться и в жизни, а не только в стенах школы или вуза"
Андрюхина Людмила Михайловна
Профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии Института психолого-педагогического образования ФГАОУ ВО РГППУ, Доктор философских наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
С 2008 по 2011 годы - ученый секретарь, и.о. председателя Уральского отделения Российской академии образования. С 2016 года по настоящее время - ученый секретарь Научного центра Российской академии образования на базе РГППУ
ИНТЕРВЬЮ
— Людмила Михайловна, как в Вас зародилась любовь к педагогике и философии?
— Путь в педагогику для меня лежал через философию. И дело не только в том, что я окончила философский факультет и моя преподавательская деятельность началась на философском факультете Уральского государственного университета. Поворотными для меня стали 80-90е годы. Тогда все буквально бурлило: впервые появлялись элективные курсы, авторские школы, различные образовательные инициативы и проекты, на слуху у всех были имена педагогов-новаторов нашей страны. Я помню, что свои первые монографии писала, философски обобщая инновационные процессы в образовании. А потом просто с головой окунулась уже и в педагогическую практику. Мы вместе с педагогами школ увлеченно работали над формированием новых программ развития. Мне довелось даже преподавать философию и свой авторский предмет «Культура мышления» в одной инновационной школе города Екатеринбурга. Потом была работа в Институте развития регионального образования, где, работая с программами повышения квалификации, я открыла для себя огромное количество замечательных учителей, многому от них научилась, со многими из них до сих пор сохранились дружеские отношения. Мне кажется, что не совсем правильно говорить о любви к профессии. Влюбляешься в людей, которые увлеченно и профессионально делают свое дело, именно они ведут за собой.
— Расскажите о своей карьере.
— Когда я окончила философский факультет, получив диплом с отличием, то даже не представляла, насколько интересными и многообразными окажутся мои профессиональные траектории. Почти 20 лет моей профессиональной деятельности было связано с философским факультетом УрГУ, где я защитила кандидатскую (1978 г.), а затем докторскую диссертации (1991 г.). В 1992 году по приглашению министра образования Свердловской области и будучи уже вовлеченной в инновационные образовательные проекты, я перешла работать в Институт развития регионального образования (сейчас ИРО), где была заместителем директора по науке, а в последующем директором ИРРО. В 2003 году перешла на работу в негосударственный вуз, работала завкафедрой и деканом факультета менеджмента, преподавала много дисциплин по менеджменту, пройдя переподготовку по программе МВА. Философия менеджмента меня очень увлекла, и я разработала свой авторский курс «Креативный менеджмент». После этого Геннадий Михайлович Романцев пригласил меня в Уральское отделение Российской академии образования, которое по его инициативе тогда было создано при РГППУ. Меня ждала новая научная среда, общение с известными учеными, научные проекты, сотрудничество с РАО. Сейчас я работаю на кафедре профессиональной педагогики и психологии и одновременно являюсь ученым секретарем Научного центра РАО на базе РГППУ. Осмысляя свой профессиональный путь, могу только сказать, что каждый его этап для меня очень важен, каждый этап — это встреча с новыми людьми, это новые возможности и перспективы профессиональной деятельности, это мой рост в науке. На сегодняшний день у меня опубликовано более 11 монографий и 240 научных статей. Наверное, это и спасало от профессионального выгорания, стимулировало постоянное саморазвитие и выработало привычку не бояться перемен. Говорят, что интеллектуальная активность продлевает жизнь. И хотя мне сейчас немало лет, я не чувствую своего возраста и не понимаю, когда людям с большим опытом и высоким уровнем профессионализма просто в силу возраста ставят различные ограничения. Хорошо, что в нашей профессии все-таки можно быть долгожителем.
— Педагогом не становятся, им рождаются: а как считаете Вы? Каким должен быть настоящий педагог?
— Я бы сказала, что педагога нужно в себе открыть. Я хочу привести в пример своих учителей. Они действительно обладали качествами настоящего педагога, и, я бы даже сказала, Учителя с большой буквы. Помню наших замечательных школьных учителей: Людмилу Макаровну Рябову — учителя математики и нашего классного руководителя, Галину Сергеевну Орлову — учителя истории и обществознания, Зинаиду Ильиничну Эмдину — учителя химии. Что их объединяло? Конечно, на их уроках было всегда интересно. Но главное, пожалуй, другое — это их огромная притягательность, чувство доверия к ним. С ними всегда можно было поделиться любыми проблемами и не только учебными. А самый важный критерий настоящего педагога, на мой взгляд, это когда ты готов с ним общаться и в жизни, а не только в стенах школы. Наши учителя всегда были открыты общению и мне не раз доводилось, уже будучи, как говорится, не школьницей, получать от них жизненно важные советы и поддержку. Умение видеть перспективу развития своего ученика и помогать ему ее выстроить — одно из главных качеств настоящего педагога.
— Что Вы считаете основополагающим при преподавании? Как Вам удается заинтересовать студентов на лекциях?
— Я думаю, что самое главное — это чтобы самому преподавателю не было скучно. Вовлеченность и увлеченность преподавателя передается и студентам. Я каждый раз стараюсь в любой теме найти что-то новое и интересное для студентов. При подготовке к лекции часто ловлю себя на мысли, что тот или иной вопрос или мысль могут стать основой моей научной статьи. Конечно, есть много приемов активизации внимания и они тоже важны. Но все-таки именно интерес к своему делу рождает заинтересованность и внимание студентов.
— 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Как Вы считаете, важна ли помощь при освоении азов профессии?
— Если обратиться к классикам педагогики и психологии, теоретически давно доказано, что развитие человека не может быть успешным без поддержки другого значимого человека. Но на практике важно, чтобы эта встреча начинающего педагога и наставника состоялась. Нельзя просто назначить кого-то наставником, обязательно должна быть свобода выбора, индивидуальная совместимость между наставником и подопечным.
— С высоты своего опыта: какой совет Вы бы могли дать студентам и вчерашним выпускникам, только делающим первые шаги в педагогике?
— Мне очень нравится высказывание Геннадия Михайловича Романцева, которое запечатлено на стене именной аудитории: «Пусть ваши стремления к вершинам в науке и образовании станут нашей общей гордостью». Будьте целеустремленными, ставьте перед собой большие амбициозные цели и дайте нам, вашим учителям и наставникам, возможность гордиться вами!
О проектеНаставники
ЛекцииИстории
Обратная связь