Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Интервью с Э.Ф.Зеером "Это замечательно — иметь возможность передать свои знания подрастающему поколению"
Эвальд Фридрихович Зеер - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития ФГАОУ ВО РГППУ, научный руководитель НЦ РАО РГППУ, главный редактор журнала "Образование и наука"
ИНТЕРВЬЮ
Эвальд Зеер: «Это замечательно — иметь возможность передать свои знания подрастающему поколению»
— Эвальд Фридрихович, будущее начинается с первого шага. Почему Вы выбрали для изучения такую сложную науку как психологию?
— Можно сказать, не я выбирал психологию, а она меня выбрала (смеется). Я был студентом Нижнетагильского педагогического института как раз в то время, когда психолог Абрам Семенович Новомейский изучал кожно-оптическую чувствительность Розы Кулешовой. Эта девушка вошла во все учебники психологии: она обладала феноменальной способностью — умела читать с закрытыми глазами, прикасаясь к рисунку или тексту. Когда я учился на четвертом курсе, Абрам Семенович пригласил меня помочь ему организовать экспериментальную работу. Так я и вошел в психологию.
— Психологию можно преподавать в аудиториях, а можно практиковать и в виде частной практики. Почему Вы выбрали именно путь педагогики?
— Я с детства мечтал стать конструктором, но оказалось, что у меня высокая степень близорукости, из-за которой невозможно было поступить на техническую специальность. В 1959 году открыли инженерно-педагогический факультет, и я подал документы в вуз. Мы изучали технические устройства, ну и, конечно же, психологию и педагогику. После завершения обучения остался на кафедре педагогики и психологии, затем поступил в аспирантуру в Российскую академию образования. Там я встретил Евгения Александровича Климова, завкафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ. В то время он возглавлял всю психологическую науку страны. Это знакомство привело к тому, что я стал изучать психологию профессиональной деятельности. По завершении аспирантуры я пришел в СИПИ (ныне — РГППУ), стал возглавлять кафедру психологии и педагогики.
— Вы упоминали о тех ученых, кто был Вашим наставником. Какими они были?
— Евгений Александрович Климов оказал колоссальное влияние на становление меня как личности. Он хорошо знал психологию русского народа, культуру, у него были обостренное чувство справедливости, чести и достоинства. Он был родоначальником российской психологии, у которого были десятки преданных учеников, которые развивали его научные идеи и исследования.
— 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Как Вы считаете, актуально ли наставничество в современном мире?
— Наставничество зародилось в рамках психотехники в 1930-е годы, а получило широкое развитие в 1950-1960 годы. Это было связано с тем, что в школах вводилось трудовое обучение, в старших классах осваивались производственные технологии, будущие выпускники проходили практику на предприятиях. Наставников тогда подготавливали, им читали вводные лекции по психологии и педагогике. В настоящее время, в связи с изменениями постиндустриального общества, мир профессий становится очень динамичным и все это усиливает необходимость в наставниках. Отмечу, что для того, чтобы они смогли реализовать свои профессионально-педагогические функции, а также успешно решали задачи обучения, воспитания и развития молодых специалистов, важно организовать курсы повышения их психолого-педагогических компетенций.
— Вы являетесь основателем уникальной научной школы, исследующей непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве. Что послужило отправной точкой для столь масштабного проекта?
—Изначально у меня была идея исследовать процессы освоения технических профессий. С этого все и началось. Я защитил кандидатскую по проблеме решения конструкторских задач. После защиты диссертации разработал концепцию профессионального развития личности. Спустя некоторое время защитил докторскую диссертацию по психологии профессионального становления инженера-педагога. Весь накопленный опыт вылился в создание научной школы.
— Опираясь на Ваш многолетний опыт, можете ли Вы сказать, что студентов разных поколений и мотивировать к занятиям приходится по-разному? Или «разжигание искры интереса» всегда происходит по одному и тому же сценарию?
— Для того чтобы пробудить интерес студентов, надо читать дисциплины, которые связаны с психологией профессии. Они помогают молодым людям определить свое будущее, наметить планы карьерного роста. Когда-то в советских общеобразовательных школах была дисциплина «Психология труда». В дальнейшем она трансформировалась в «Образовательные технологии». Они преподавались в школах для формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у подростков. В советское время формирование профориентационных интересов в детях начиналось в 12-14 лет и проходило довольно успешно. Сейчас эти традиции возрождаются. К примеру, недавно в Екатеринбурге прошел профориентационный фестиваль «Билет в будущее»: это новый поход к определению способностей подрастающего поколения. Очень перспективный масштабный и нужный проект.
— Бытует мнение, что психологов остро не хватает в школах и детских садах, а те, что есть, не успевают справиться с колоссальными нагрузками. Растет ли число выпускников специальности «Психология» год от года?
— Интерес к специальности «Психология» стабильно высок. Выпускники нашей кафедры востребованы на предприятиях, в организациях, службах развития персонала, службах занятости. Они высоко котируются на рынке профессиональных психологических услуг.
— Организаций и учреждений, в которых востребованы вакансии психолога, очень много. Какие советы Вы можете дать вчерашним выпускникам? Как избегать профессионального выгорания, ведь приходится работать с людьми, и работать много?
— Для того чтобы успешно реализовать свои профессиональные интересы, надо сосредоточиться на усвоении новых универсальных надпрофессиональных компетенций, которые помогают легко осваивать современные технологии и в дальнейшем способствуют успешному поиску работы. Если говорить о профессиональном выгорании и профессиональной деформации: они наступают примерно через 5-7 лет после освоения профессии. Наступает кризис профессионального развития, появляется усталость от постоянного выполнения одних и тех же действий. В этом случае я советую обратиться за помощью к компетентному психологу. Он поможет наметить новые перспективы развития. К слову, кафедра психологии и профессионального развития вводит новую образовательную программу по профконсультированию и по профориентологии, так что, вполне возможно, РГППУ будет выпускать специалистов, обладающих подобными компетенциями.
— В чем уникальность преподавания дисциплин специальности «Психология» именно в профессионально-педагогическом вузе, коим является РГППУ? Как это отображается на содержании ученых программ?
— Наши программы тесно связаны с особенностями профессиональной деятельности в современном постиндустриальном обществе, в котором широко представлены информационные технологии. Уникальность нашей подготовки и программ заключается в тесной связи вуза с производственными предприятиями.
— Нет предела совершенству. За что Вы любите свою работу и какие цели ставите перед собой?
— Я имею возможность обобщить свою профессиональную психологическую подготовку в виде курсов, лекций и передать эти знания подрастающему поколению — это замечательно! Сейчас я работаю над исследованием обеспечения профессионального развития лиц поздней зрелости. Продолжительность жизни увеличивается, а за этим неизбежно следует увеличение пенсионного возраста. И перед обществом встает проблема: как быть с людьми 55-56 лет? Они нуждаются в дополнительных знаниях. Человек должен иметь возможность реализовать себя. Им нужно дать возможность повышать квалификацию, обучаться новым специальностям. Помимо этого, мне хотелось бы передать свой опыт научных исследований подрастающим ученым: хочу подготовить монографию по методологии исследования профессионального развития человека.
— Ваша дочь — Эльвира Эвальдовна, пошла по Вашим стопам и стала доктором психологических наук. Обсуждаете ли Вы в семье проблемы психологии? Или работа должна оставаться на работе?
— Тему исследований в психологии, мы в семье, конечно же, обсуждаем: моя дочь — директор Уральского гуманитарного института УрФУ, мой зять закончил магистратуру по психологии, внук также поступил на магистратуру по психологии. Много дискутируем, подчас спорим, а с дочерью и вовсе написали несколько книг в соавторстве.
— Оглянувшись и окинув взглядом Ваш многолетний профессиональный путь, какие пожелания Вы бы сказали себе самому?
— Я человек в возрасте, и мне хочется как можно дольше сохранять умственную работоспособность, иметь возможность реализовать свой научный накопленный потенциал, читать лекции, написать статьи, книги. Верю, что все получится!