Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Интевью с Котовой Светланой Сергеевной " Еще Сократ более двух тысяч лет назад говорил: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»
КОТОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА - директор института психолого-педагогического образования РГППУ. Кандидат педагогических наук, Доцент. Представитель НЦ РАО РГППУ в Федеральном ресурсном центре психологической службы в системе высшего образования,
функционирующем под эгидой Российской академии образования
ИНТЕРВЬЮ
— Светлана Сергеевна, бытует мнение, что любовь к педагогике зарождается в детстве. А как было у Вас?
— Да, все берет свое начало из детства. Так и у меня. Мои родители собрали огромную библиотеку и тем самым пробудили во мне любовь к миру психологии. Да, именно пробудили, а не привили, не навязали и это очень важно! Только тогда можно говорить об успехе и результатах в будущем, когда ребенок сам находит отклик в понравившемся ему деле. А в студенческие годы, через погружение в мир психологии пришла и любовь к педагогике.
— Каким было Ваше студенчество? Были ли наставники?
— В 1995 году психологию преподавали всего в двух вузах Свердловска. УГППУ (так раньше назывался РГППУ) привлек меня своей душевной и теплой атмосферой. Более того я искала вуз, в котором мне было бы интересно учиться, поэтому я решила поступать именно в УГППУ на специальность «Психология». Конечно, вспоминая свою жизнь, мы вспоминаем и наших педагогов, наставников. В первую очередь вспоминается тот педагог-наставник, который смог научить тебя свободно мыслить, творчески подходить к выполнению любой задачи, нести ответственность за принимаемые решения. Счастлив тот человек, у которого был или есть такой наставник. Для меня таким примером были и остаются мой первый школьный учитель — Азза Аркадьевна и Хасанова Ирина Ивановна (к.п.н., доцент кафедры психологии профессионального развития РГППУ). Ирина Ивановна — пример высочайшего профессионализма и бесконечной женственности, к которому хочется стремиться.
— Как Вы считаете, нужно ли наставничество в современном мире? Что оно дает студентам? А преподавателям?
— У каждого из нас в жизни были люди, оказавшие решающее влияние на наше развитие. Это и есть наставники, и даже если мы не называем их так, их роль в нашей жизни огромна. Большая удача, если встречи с такими людьми произошли еще в детстве, когда основы личности только закладываются. Эти встречи помогают подрастающему поколению сформулировать свое видение мира и предназначение в нем. Кому-то запомнится яркий художник, кому-то – известный писатель, государственный деятель или путешественник, а кому-то – педагог. От встречи могут остаться одна фраза, общее впечатление или просто интерес, но мы удивимся, как сильно они могут повлиять на сознание, определив судьбу человека на долгие годы вперед. Это и есть сила наставничества, и есть настоящее волшебство.
— А как Вы считаете, так ли важна профориентация?
— Раннюю профориентацию можно начинать уже с дошкольного возраста, мягко подбирая форматы соответственно возрастным особенностям ребенка. То есть экологично сочетать игровой формат и беседы, выбирая темы, актуальные по ситуации.В этом процессе родителям важно осваивать и проявлять педагогическое мастерство, наблюдательность, создавая условия для развития природной любознательности ребенка. Также важно сопоставлять врожденные задатки и способности. Это касается музыкального слуха, художественного таланта, спортивных наклонностей, организаторских способностей т.д. Отдельная тема – игры и занятия, связанные с творчеством, особенно прикладным. Такого рода задачи, помимо развития пространственного мышления и креативности, способствуют развитию навыка и культуре труда. Ребенок учится организовывать свое рабочее место. Эти навыки из игры перетекают в учебный формат, а затем и в рабочие процессы. В целом же, суть профориентации не только и не столько в выборе профессии, сколько в понимании того направления, в котором стоит двигаться в профессиональной сфере, и готовности постоянно осваивать новые навыки и новые специализации в выбранной или смежной сфере деятельности. Достичь этого понимания помогают разные виды профориентации.
— Вернемся к Вашей биографии. Как складывался Ваш профессиональный путь?
— Еще не окончив университет, я получила предложение поступить на аспирантуру. Начав свою работу ассистентом преподавателя, затем преподавателем, в настоящий момент я являюсь директором Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. В общей сложности я посвятила более двадцати лет преподаванию специальных дисциплин по психологическому и психолого-педагогическому профилю подготовки. Помимо этого, стараюсь активно участвовать и в социально-профессиональном воспитании студентов: я основала студенческую профильную газету «Психея», была организатором и участником многочисленных международных, всероссийских и межвузовских конкурсов творческих и научно-практических проектных работ «Современная семья — семья 21 века», «История семьи и рода — история страны, народа», «России сможем послужить…», «Моя семья в военной истории Отечества» и др. С 2017 года явлюсь руководителем студенческого волонтерского объединения «Добрые сердца», функционирующего на базе Центра детской онкологии и гематологии ГБУЗ СО «Областная детская клиническая больница» г. Екатеринбурга. Неравнодушные ребята нашего института проводят для юных пациентов мастер-классы, прикладные занятия, организуют праздники. Помимо управленческой деятельности, никогда не забываю и о научно-исследовательской работе. Я автор более 170 публикаций, из них 92 учебных издания и 67 научных трудов.
— Каким должен быть, на Ваш взгляд, настоящий педагог?
— Настоящий педагог — это профессионал. Он знает педагогическую теорию и практику, разбирается в тонкостях возрастной психологии, в совершенстве владеет современными теориями обучения и воспитания. Его отличает терпеливость и сдержанность, системное и критическое мышление, спокойствие и собранность. Также важно иметь высокий уровень самоорганизации, владеть ораторским мастерством. А вообще, на мой взгляд, главное, уметь быть счастливым. Несчастный педагог никогда не воспитает счастливую личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад говорил: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».
— Есть ли у Вас профессиональные секреты? Как Вам удается увлечь студентов?
— Систематическое повышение квалификации, высокий уровень эрудиции, расширение кругозора, непрерывное развитие своих профессиональных навыков и компетенций и любовь к людям — главные секреты успеха моей профессиональной педагогической деятельности.
О проектеНаставники
ЛекцииИстории
Обратная св