Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
12 марта 2020 года в Первоуральске прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики», организаторами которой выступили Российский государственный профессионально-педагогический университет и ОАО «Уральский трубный завод» при поддержке Научного центра Российской академии образования на базе РГППУ
Конференция была посвящена обсуждению актуальных вопросов профессионального становления учащейся молодёжи, обмену опытом поинновационным педагогическим, методическим, научным идеям и практикам в области социально-профессионального развития личности и подготовке специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики.
На этапе профессиональной подготовки прогнозирование профессионального будущего — это процесс планирования жизненной перспективы, задающий вектор развития личности, сущность которого заключается в качественной перестройке уровня выполнения деятельности, в определении своего места в жизни, мире профессий и конкретной профессии в соответствии с тенденциями общественного прогресса.
На конференции собрались представители городских округов Свердловской области — из Екатеринбурга, Первоуральска, Карпинска, Нижнего Тагила, Новоуральска, Красноуфимска, Ревды, а также из Москвы, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Саратова, Мурманска, Перми, Шадринска, Минска (Беларусь). Ученые, специалисты разных профилей, мастера производственного обучения, педагоги из разных городов собрались, чтобы заглянуть в будущее, которое уже сегодня трудно представить без цифровой экономики.
Открыл конференцию ректор Российского государственного университета, директор НЦ РАО РГППУ, доктор педагогических наук, профессор Евгений Михайлович Дорожкин. В своем выступлении «Профессионально-педагогическому образованию – 100 лет: итоги и перспективы развития» он отметил, какие вызовы несет цифровая экономика, как важно уже сегодня понимать, за какими профессиями будущее, какими компетенциями должен владеть потенциальный выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Начальник Управления образования Городского округа Первоуральск Ирина Викторовна Гильманова в своем выступлении уделила особое внимание тем условиям, которые создаются для того, чтобы обучающиеся уже в школе профессионально самоопределились, прошли профессиональные пробы и осознанно выбрали будущую профессию.
Директор по персоналу ОАО «Уральский трубный завод» Евгений Сергеевич Захаров обратил особое внимание на взаимодействие производства и науки, работодателя и потенциальных выпускников профессиональных образовательных организаций. Надо отметить, что именно Уральский трубный завод с его исполнительным директором Александром Викторовичем Михалевым выступил спонсором данной конференции, предоставил одну из площадок, обеспечив всем необходимым оборудованием для ее успешного проведения.
На пленарном заседании выступили также советник Министра образования и молодежной политики Свердловской области, кандидат социологических наук Феликс Галиаскарович Исламгалиев. Он обозначил проблемы взаимодействия образования с рынком труда, работодателями, с реальным состоянием экономики.
Живой интерес вызвал дуальный доклад директора Первоуральского металлургического колледжа, кандидата педагогических наук Ольги Феликсовны Антипиной и их работодателя, начальника отдела методологии и стандартизации дуального образования Первоуральского Новотрубного завода Анны Геннадьевны Поляковой. Подготовка специалистов за счет реализации образования вместе с наставниками от производства, проектов, в которые активно вовлекаются школьники уже с 7 класса, целевые договоры с заводом – все это приносит реальные результаты: выпускникам колледжа не приходится искать работу, их работодатели находят сами.
Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики представил член-корреспондент РАО, член научного совета НЦ РАО РГППУ, доктор психологических наук, профессор Эвальд Фридрихович Зеер. Чему учить и как учить, чтобы наши выпускники соответствовали актуальным требованиям общества и рынка труда, какие тренды создают будущее образования на двадцатилетнем горизонте – вот главные вопросы, на которые ответил ученый.
Проректор по образованию Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат экономических наук Елена Юрьевна Щербина выступила с докладом «Трансформация образовательного процесса в условиях цифровой экономики». Университет активно ведет модернизацию образовательной подготовки специалистов,соответствующей современному глобальному информационному пространству: платформа массовых открытых онлайн-курсов, развитие инструментов индивидуализации обучения, создание профилей индивидуальных компетенций обучающегося,полученных им как в учебной, таки во внеучебной деятельности, создание предпосылок для дополнительного образования обучающихся и построения профессиональной перспективы — тот опыт, которым поделилась Е.Ю. Щербина.
Работа секций в рамках конференции проходила на нескольких площадках, в том числе в Образовательном центре АО «Первоуральский новотрубный завод» группы ЧТПЗ и Первоуральском политехникуме. Хозяева площадок не только показали лаборатории, учебно-производственные участки, мастерские, в которых проходит обучение, но и продемонстрировали, как реализуется в них профессионально-образовательный процесс. Затем состоялся интересный разговор, в центре которого стояла проблема, как усилить соответствие между подготовкой, получаемой в колледже, вузе, и требованиями рынка труда.
Ученые-психологи, преподаватели кафедры психологии образования и профессионального развития РГППУ провели тренинг для мастеров и руководителей среднего звена Уральского трубного завода (бизнес-тренер Антон Александрович Шаров) по деловому общению, разрешению конфликтов и эффективному управлению производственным коллективом.
Конференция закончилась, но нет сомнения в том, что ее участники обогатились новыми идеями, новым опытом, которые они привнесут в свою профессионально-педагогическую практику.