Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
26 мая состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Деятельность специалистов сопровождения инклюзивного профессионального образования: практический опыт реализации». Семинар проходил на платформе «Мираполис» с параллельной трансляцией на канале Youtube.
Семинар организован кафедрой профессиональной педагогики и психологии РГППУ (Екатеринбург) при поддержке Окружного методического объединения ПОО УрФО по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ и Научного центра РАО на базе РГППУ, в партнерстве с профессиональными организациями.
Цель проведения научно-практического семинара – обсуждение опыта деятельности специалистов сопровождения инклюзивного профессионального образования.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась Надежда Олеговна Садовникова, зав.кафедрой профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ, член Координационного совета по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Свердловской области, эксперт по компетенции "Психология" конкурса Абилимпикс, научный руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в ФГАОУ ВО РГППУ.
Светлана Леонидовна Чешко, руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс», председатель Окружного методобъединения (ОМО ПОО УрФО) в своем докладе «Актуальность организации системной работы по сопровождению обучающихся с ОВЗ» подчеркнула важность сетевого взаимодействия специалистов в том числе через проведение онлайн семинаров. Она познакомила участников семинара со статистической информацией по различным аспектам обеспечения психолого-педагогического сопровождения, обобщила причины, вызывающие проблемы трудоустройства выпускников с ОВЗ. «Деятельность специалистов системы сопровождения, - сказала Светлана Леонидовна, - позволяет решать эти проблемы более эфффективно».
Вопросы профилактики сексуального насилия и эксплуатации в отношении обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях системы СПО – стали темой выступления Наталии Геннадьевны Церковниковой, канд. психол. наук, доцента кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ. Она представила опыт реализации проекта (реализуется третий год в Екатеринбурге) по защите детей от сексуального насилия и эксплуатации детей. На первом этапе проекта было сформировано сообщество специалистов, которые готовы оказать качественную психологическую помощь детям, подвергшимися жестокому обращению. Статистические данные, как отметила Наталия Геннадьевна, неизбежно дают заниженную раза в три картину по количеству пострадавших детей, так как эти дети не готовы сообщать и говорить об этом. Поэтому была организована выставка «Никто не говорит об этом, а вы начните», был разработан кодекс поведения для родителей. На третьем этапе проекта заключены договоры с профессиональными образовательными организациями, на основе которых проведена целенаправленная работа по формированию программ профилактики и организована система мероприятий с вовлечением волонтеров и применением новых форматов психологического сопровождения (квесты, викторины, просмотры и обсуждение видеороликов, станционная игра, спектакль, интерактивные методы, флэш-моб – танец, тренинги). В результате получен опыт системной организации профилактической работы, который может воспроизводится и развиваться в дальнейшем.
Заинтересованно было воспринято участниками семинара выступление Марины Анатольевны Воробьевой, канд. психол. наук, доцента кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ «Образовательная кинезиология как одна из технологий психолого-педагогической коррекции обучающихся с ОВЗ». Она раскрыла возможности развития отделов и функций мозга детей с ОВЗ с помощью кинезиологии – теории и практики развития через движения, двигательные упражнения. Технологии и методы кинезиологии используются в более чем 80 странах мира. «Гимнастика мозга» дает положительные результаты.
Наталия Семеновна Аболина, канд. психол. наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ говорила о психологических барьерах взаимодействия с родителями, имеющими детей с ОВЗ. Она обозначила психологические особенности поведения родителей, имеющих детей с ОВЗ, и пути преодоления барьеров взаимодействия с ними в разных ситуациях и на разных уровнях образования.
Продолжила разговор и представила опыт работы Свердловского областного медицинского колледжа по развитию инклюзивной культуры средствами психологического сопровождения Ирина Александровна Пупкова, педагог-психолог Волонтерского инклюзивного центра Свердловской области «Абилимпикс». Практическим опытом сопровождения в профессиональных образовательных организациях поделились Татьяна Сергеевна Набиулина, педагог-психолог, Надежда Николаевна Веснина, переводчик-дактилолог ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж имени Аносова».
В научно-практическом семинаре приняло участие 146 человек, среди которых педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы, методисты, мастера производственного обучения, руководители профессиональных образовательных организаций более чем из 57 городов России.
Запись семинара на канале Youtube https://youtu.be/KgGDL1zcb3k