Деятельность специалистов сопровождения инклюзивного профессионального образования в центре внимания ученых и педагогов

     26 мая    состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Деятельность специалистов сопровождения инклюзивного профессионального образования: практический опыт реализации». Семинар проходил на платформе «Мираполис» с параллельной трансляцией  на канале Youtube.

     Семинар организован кафедрой профессиональной педагогики и психологии РГППУ (Екатеринбург) при поддержке Окружного методического объединения ПОО УрФО по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ и Научного центра РАО на базе РГППУ, в партнерстве с профессиональными организациями.

     Цель проведения научно-практического семинара  – обсуждение опыта деятельности специалистов сопровождения инклюзивного профессионального образования.

     С приветственным словом к  участникам семинара  обратилась Надежда Олеговна Садовникова, зав.кафедрой профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ, член Координационного совета по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Свердловской области,  эксперт по компетенции "Психология" конкурса Абилимпикс, научный  руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в ФГАОУ ВО РГППУ.

       Светлана Леонидовна Чешко, руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс», председатель Окружного методобъединения (ОМО ПОО УрФО) в своем докладе «Актуальность организации системной работы по сопровождению обучающихся с ОВЗ»  подчеркнула важность  сетевого взаимодействия специалистов   в том числе через проведение онлайн семинаров. Она познакомила участников  семинара   со статистической информацией по различным аспектам  обеспечения психолого-педагогического сопровождения,   обобщила причины, вызывающие проблемы трудоустройства выпускников  с ОВЗ. «Деятельность специалистов системы сопровождения, - сказала Светлана Леонидовна, -    позволяет   решать эти проблемы более эфффективно».

       Вопросы профилактики сексуального насилия и эксплуатации в отношении обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях системы СПО – стали темой выступления Наталии Геннадьевны Церковниковой, канд. психол. наук, доцента кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ.  Она представила опыт реализации  проекта (реализуется третий год в  Екатеринбурге) по защите детей от сексуального насилия и эксплуатации детей. На первом этапе  проекта было сформировано сообщество специалистов, которые  готовы оказать  качественную психологическую помощь   детям, подвергшимися жестокому обращению. Статистические данные, как отметила   Наталия Геннадьевна,   неизбежно дают   заниженную раза в три   картину по количеству пострадавших детей, так как    эти дети  не готовы  сообщать и говорить об этом.  Поэтому была  организована выставка «Никто не говорит об этом, а  вы начните», был разработан кодекс поведения для родителей. На третьем этапе проекта заключены договоры  с  профессиональными  образовательными организациями, на основе которых  проведена целенаправленная работа по формированию программ профилактики  и организована система мероприятий с вовлечением волонтеров и применением новых форматов психологического сопровождения (квесты, викторины, просмотры и  обсуждение видеороликов, станционная игра, спектакль, интерактивные методы, флэш-моб – танец, тренинги). В результате получен опыт  системной организации профилактической работы, который может воспроизводится и развиваться в дальнейшем.

      Заинтересованно было воспринято участниками семинара выступление Марины Анатольевны Воробьевой, канд. психол. наук, доцента кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ «Образовательная кинезиология как одна из технологий психолого-педагогической коррекции обучающихся с ОВЗ». Она  раскрыла  возможности развития  отделов и  функций мозга детей с ОВЗ  с помощью кинезиологии – теории и практики   развития  через движения, двигательные упражнения.   Технологии и методы кинезиологии используются в более чем 80 странах мира. «Гимнастика мозга»  дает  положительные результаты.

     Наталия Семеновна Аболина, канд. психол. наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ говорила о психологических барьерах взаимодействия с родителями, имеющими детей с ОВЗ. Она  обозначила психологические  особенности  поведения родителей, имеющих детей с ОВЗ,  и пути преодоления барьеров взаимодействия с ними   в разных  ситуациях и на разных уровнях образования.

      Продолжила разговор  и  представила опыт работы Свердловского областного медицинского колледжа  по развитию инклюзивной культуры средствами  психологического  сопровождения Ирина Александровна Пупкова, педагог-психолог Волонтерского инклюзивного центра Свердловской области «Абилимпикс». Практическим опытом  сопровождения в профессиональных образовательных организациях поделились Татьяна Сергеевна Набиулина, педагог-психолог, Надежда Николаевна Веснина, переводчик-дактилолог ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж имени Аносова».

         В научно-практическом семинаре приняло участие 146 человек, среди которых педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы, методисты, мастера производственного обучения,  руководители профессиональных образовательных организаций более чем из 57 городов России.

Запись  семинара на канале Youtube https://youtu.be/KgGDL1zcb3k