ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ

В НЦ РАО РГППУ в период с 27.03.2019 по 30.03.2019 прошла научно- образовательная сессия для участников  сетевого взаимодействия  инновационно-активных образовательных организаций  Свердловской области (сетевая экспериментальная площадка НЦ РАО РГППУ и ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»  РАО)    по программе «Диагностика одаренности и технологии развития творческой личности: экопсихологический подход в развитии способностей и одаренности в дошкольном и младшем школьном возрасте». В работе сессии приняли участие педагоги из  более 30 дошкольных образовательных учреждений г. Екатеринбурга и Свердловской области, в том числе  МАДОУ – детский сад №№ 38, 553, 364,178, 567, 209,   МБДОУ №№ 118,438, 548, 62, 371, «Детство», 495.

В последние годы резко возрос интерес к проблемам детской одаренности. Этому способствовало принятие ряда документов государственного уровня и разработка на их основе планов, программ, открытие специальных образовательных организаций, создание центров по поддержке и развитию одаренности.

Понимание значимости дошкольного возраста как одного из важных периодов в развитии творческой одаренности обуславливает проведение специальных исследований, направленных на изучение особенностей проявления высокого творческого потенциала у дошкольников.

Проблема одаренности сегодня стала актуальной не только в научном мире, но и в  образовательном сообществе Родители  все больше понимают, что основной вектор современности связан с ростом ориентации на раскрытие и развитие индивидуальных психологических ресурсов каждого ребёнка.

Занятия  вела  доктор педагогических наук, профессор, член Научного Совета НЦ РАО РГППУ  Людмила Владимировна Моисеева.  

В ходе сессии участники познакомились с психогенетическими проблемами  одаренности, особенностями творческой личности детей дошкольного возраста, экопсихологическим подходом в развитии способностей и одаренности в дошкольном и младшем школьном возрасте, концепциями таланта, включились в  разработку системы оригинальных приемов выявления и оценки действенности таланта человека в подростковом возрасте и ранней юности. Важной составляющей семинара стала подготовка в области эвропатологии,  исследующей  вопросы  идентификации отклоняющегося поведения гениально-одаренной личности, а также особенности организации творческой деятельности одаренных детей. Психолого-педагогические методики этого подхода позволяют правильно подобрать условия и педагогические технологии индивидуальных линий развития одаренных и талантливых детей, предупреждающие нарушения здоровья и процессов нормального течения личностного развития. Активно прошел тренинг по формам и методам выявления, идентификации и диагностики отклоняющегося поведения одаренно-талантливой личности и их педагогической трансформации в творческие формы работы.

 Программа сессии на протяжении всех трех дней  была насыщенной, а организация совместной  работы способствовала плодотворному погружению в тему.

 

Приложение. Программа научно-образовательной сессии

 

Диагностика одаренности и технологии развития творческой личности:  экопсихологический подход в развитии способностей и одаренности в дошкольном и младшем школьном возрасте

1 день

10.00-  11.00  Психогенетические проблемы одаренности детей.

11.00–12.00 Структурные компоненты интеллектуальных и творческих способностей детей (интерактивная лекция).

12.00–13.00 Перерыв.

13.00–14.00 Психолого-педагогическая  концепция таланта, Строение, состояние, психологическая диагностика триады  «способности – одаренность – талант».

14.00–15.30 Тренинг педагогического проектирования по различным направлениям работы со способными, одаренными и талантливыми детьми среднего и старшего дошкольного возраста

15.30–17.00 Индивидуальные и групповые консультации:

 Интерактивные упражнения и игры для развития способностей детей.

2 день

10.00 12.00  Экопсихологический подход  в развитии способностей и одаренности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

12.00–13.00 Перерыв.

13.00–14.00  Эвропатологический подход к анализу  поведения и проявления одаренно-талантливой личности. Психологические признаки гениальности.

14.00–15.30 Тренинг по формам и методам выявления, идентификации и диагностики отклоняющегося поведения одаренно-талантливой личности и их педагогическая трансформация в творческие формы работы.

15.30–17.00 Индивидуальные и групповые консультации: Интерактивные упражнения и игры для развития способностей детей.

3 день

10.00 12.00 Экопсихопедагогическая модель идентификации  интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

12.00–13.00 Перерыв.

13.00–17.00 Проблемы и перспективы развития одаренности  (итоговая дискуссия).

17.00 Индивидуальные и групповые консультации: Интерактивные упражнения и игры для развития способностей детей.