Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Круглый стол: «Роль предметов «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в воспитании современного школьника: проблемы и пути совершенствования», состоявшийся 16.06.2022 в РАО, показал, на сколько актуальны проблемы, возникающие в связи с преподаванием ОРКСЭ и ОДНКНР как в целом, так и в отдельных регионах нашей страны. Вопросы экспертизы программ повышения квалификации, кадрового обеспечения преподавателями, участия религиозных организаций в образовательном процессе, предметной преемственности и многие другие по-прежнему остаются острыми, поэтому их решение возможно только при объединении усилий всех заинтересованных сторон. Руководство академии и организаторы Круглого стола благодарят всех участников за интерес и активную дискуссию, а также обмен опытом и лучшими практиками в этой сфере и надеются на дальнейшее сотрудничество. Будем считать нашу инициативу первой в ряду мероприятий по координации усилий преподавателей и методических работников в сфере ОРКСЭ и ОДНКНР и организации живой дискуссионной площадки для решения вышеуказанных проблем.
По результатам проведения нашего Круглого стола предлагаем некоторые рекомендации для рассылки в региональные научные центры, представителям региональных институтов развития образования, региональных органов управления образованием, представителям педагогического сообщества, религиозных организаций, экспертам в области преподавания религиозной культуры, подготовки учителей, методики преподавания.
С уважением,
Руководитель Центра духовно-нравственного
образования и теологии РАО В.В. Кравчук
Заместитель Центра развития образования РАО Э.Р. Баграмян
Рекомендации Московского педагогического государственного университета
к резолюции по итогам круглого стола «Роль предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в воспитании современного школьника: проблемы и пути совершенствования» (Российская академия образования, 16.06.2022 г.)
- Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в соответствии с действующими нормативными документами является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Соблюдение данного подхода помогает решить задачу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей, выработать у детей и подростков мотивацию к осознанному нравственному выбору, сформировать у них ответственную гражданскую позицию на основе связи своей жизни с судьбой своей Родины.
- Решающая роль в реализации задач, поставленных перед предметными областями ОРКСЭ и ОДНКНР, принадлежит учителю. Школьный педагог нуждается в постоянном методическом сопровождении при преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР. Опыт показывает, что недостаточно ограничиваться только курсами повышения квалификации. Необходимо обеспечивать постоянное личностное взаимодействие между представителями ВУЗов, методистами и школьными педагогами, а также создавать и развивать практико-ориентированные площадки для систематического обмена опытом. Одной из таких площадок может быть Московский педагогический государственный университет.
- Для эффективного сопровождения реализации преподавания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР и с целью оказания постоянной методической поддержки педагогам важно обеспечивать тесное взаимодействие с представителями религиозных организаций. Для организации такого сотрудничества можно было бы использовать опыт Московской региональной модели сопровождения преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР при участии представителей РПЦ.
- Отсутствие на данный момент четких программ и рекомендаций по реализации предметной области ОДНКНР в основной школе, осложняет процесс духовно-нравственного воспитания современных школьников. Необходимо в кратчайшие сроки выработать инвариантные модели реализации ОДНКНР, с возможностью привлечения регионального компонента как вариативного направления. Одной из таких рекомендаций может быть использование разработанного в МПГУ методического пособия для педагогов «Православное наследие России». М.: Этносфера, 2020.
- Необходимо увеличить количество бюджетных мест (контрольные цифры приема) по педагогическим направлениям подготовки, по завершении которых учителя имеют право на преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР в школе. Это может быть сделано, в том числе, и путем реализации курсов дополнительного образования – спецкурсов для обучающихся на гуманитарных направлениях подготовки (история, обществознание, литература, МХК, начальная школа и т.д.) с выдачей по окончанию обучения соответствующего документа.
Дополнительные информационные ресурсы для учителей ОРКСЭ и ОДНКНР:
- http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-sotsiolno-gumanitarn...
- http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-sotsiolno-gumanitarn...
- https://pravobraz.ru/moskovskaya-regionalnaya-model-soprovozhdeniya-prep...
- https://oroik.com/library/
- http://odnknr.mpgu.su/
Рекомендации сектора Основ православной культуры Синодального отдела
религиозного образования и катехизации Русской православной церкви
1. Сохранить преемственность преподавания модуля "Основы православной культуры" предметной области ОРКСЭ и в основной школе в рамках ОДНКНР в сетке часов.
2. Необходимо повышать компетенции учителей - преподавателей Православной культуры в школе на всех уровнях образования, от начального до среднего.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации готов включаться в эту работу с использованием дистанционных технологий, в частности, используя для повышения квалификации учителей образовательную платформу "Клевер Лаборатория".
3. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации готов взаимодействовать с региональными ИРО в области организации курсов повышения квалификации учителей - преподавателей Православной культуры и Светской этики при сотрудничестве с епархиальными отделами религиозного образования и катехизации.
4. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации предоставляет для учителей общеобразовательных школ, преподавателей СПО и педагогических вузов, которые тем или иным образом связаны с понятием «православная культура»
информационно-просветительский проект, образовательный и методический интернет -ресурс "Клевер Лаборатория" https://clever-lab.pro/
Рекомендации Научно-образовательного центра Российской академии образования на базе Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы
1. На федеральном уровне разработать с привлечением экспертов и авторов из регионов примерную программу с 5 по 9 класс по дисциплинам предметной области ОДНКНР с инвариантным содержанием, включающим самые общие ориентиры, основную логику развития духовно-нравственных основ российского общества, мировоззренческие идеи и ценности, понятийный аппарат. На региональном уровне преподаватели смогут включить вариативную часть с региональным культурным материалом. Это позволит адаптировать примерную программу практически к любому региону РФ.
2. Отказаться от преподавания истории России, литературы, обществознания и т.п. по дисциплинам ОДНКНР. Ориентация содержания в преподавании ОДНКНР должна быть на региональный компонент. Дополнительно можно уделить больше внимания художественной культуре России, которая тоже представлена в школьном образовании в малом объеме и в самых общих чертах в дисциплинах предметной области «Искусство».