КРУГЛЫЙ СТОЛ В ОТКРЫТОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ. МАГИСТРАНТЫ РГППУ ОБСУДИЛИ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА А.С.МАКАРЕНКО

    23 ноября магистранты  Института психолого-педагогического образования РГППУ (группа мЗПТ-205) стали участниками круглого стола на тему «Педагогический менеджмент А.С.Макаренко, опередивший свое время».

     Круглый стол был организован при поддержке НЦ РАО РГППУ и впервые проходил в новом формате, соединившим  модель «blended learning» и  модель открытого дискуссионного онлайн пространства.

     Тема  и вопросы для обсуждения были открыты на сайте НЦ РАО РГППУ  на странице II-го Международного научного педагогического Форума молодых исследователей.   Магистранты прислали и разместили  на сайте свои заметки, в которых они выразили свое мнение по выбранному вопросу круглого стола.  Это позволило каждому предварительно познакомиться с высказанными позициями, глубже погрузиться в тему,  и способствовало плодотворному  обсуждению уже в аудитории за реальным круглым столом.

          Предметом обсуждения стали следующие вопросы:

  1. Почему об А.С.Макаренко можно говорить не только как о великом педагоге, но и  как о талантливом менеджере?
  2. Актуален ли сегодня вывод А.С.Макаренко: в слабом коллективе работает только жесткий менеджмент, а  в крепких коллективах работает перспектива светлого будущего? Приведите примеры современных подходов в менеджменте, созвучных   этой идее А.С.Макаренко
  3. Считаете ли Вы, что  соревнование (или  здоровая  конкуренция) в коллективе  -  это  эффективный способ  стимулирования?
  4.  Можно ли провести аналогию между теорией развития коллектива А.С.Макаренко  и современными теориями менеджмента?
  1. Каким образом А.С.Макаренко  удавалось привлечь воспитанников к участию в принятии решений? Приведите примеры из произведений А.С.Макаренко. Работают ли найденные А.С.Макаренко подходы сегодня?
  1. Встречаются ли сегодня в коллективах «токсичные» люди и можно ли с ними поступать так, как это делал А.С.Макаренко?
  1.  Можно ли считать А.С.Макаренко первооткрывателем организационной культуры? Приведите примеры из произведений А.С.Макаренко
  1.  Приведите примеры параллелей между  управленческими «находками» А.С.Макаренко и методами современного менеджмента

             Практически все выступавшие говорили о том, что   с удивлением открыли для себя, что  А.С.Макаренко в своей  деятельности по организации  как образовательного процесса, так и всей жизни  коммуны уже в 20- годы применял на практике многие методы и подходы, возникновение  которых сегодня часто  связывают с зарубежными теориями менеджмента, появившимися уже в 30-е и даже в 50-е и 90-годы XX века. Оксана   Елохина  говорила о параллелях между  теорией развития коллектива у А.С.Макаренко и теориями группового поведения и организационного развития  в зарубежном менеджменте (концепции Л. Грейнера, И. Адизеса и др.), Светлана Иванова показала, что подход А.С. Макаренко, согласно  которому в слабом коллективе работает только жесткий менеджмент, а  в крепких коллективах работает перспектива светлого будущего, полностью соответствует  принципам, открытым гораздо позже А.Маслоу и в многочисленных теориях мотивации. Как подчеркнула  профессор Л.М.Андрюхина, ведущая круглого стола, у А.С.Макаренко это было осмыслено даже гораздо глубже.  Он раскрыл развивающий потенциал не только индивидуальности, но и огромную вдохновляющую силу развивающегося коллектива, увлеченного новыми перспективами.  По А.С.Макаренко, воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.  Такой подход появляется в менеджменте уже только в начале XXI  века, когда вводится  даже термин «вдохновляющий менеджмент». Принципы самоуправления, которые  были реализованы  А.С.Макаренко остаются актуальными и сегодня (Надежда Ватолина).   А  в практике создания сводных отрядов, как об этом говорили   Оксана Елохина, Тамара Бурдейная, Светлана Иванова,    уже был реализован,   так называемый,   матричный подход к построению организации (создание проектных групп, групп под определенные задачи),  который, как считают М.Мескон, М.Альберт и Ф. Хедоури, авторы известного  американского учебника по менеджменту, был открыт в авиакосмических компаниях в  США только в 50-е годы XX  века.

           Живое обсуждение (Ксения  Тихонова, Анна Ермоленко, Ольга Зайнитдинова, Мария Никитина, Елена Хафизова, Виолетта Чикулаева) вызвали вопрос о применимости в современных организациях   «здоровой конкуренции»   и   проблема  отношения к «токсичным людям». Оказалось, что и в этих вопросах можно также поискать «советы» у А.С.Макаренко.

           Наибольшее удивление  у всех вызвало то, что  А.С.Макаренко можно считать и первооткрывателем роли организационной культуры  (в менеджменте   теории организационной культуры возникают  в 90-х годах XX века), так как он большое внимание уделял целенаправленному формированию  насыщенной культурной среды  и значению перспективных целей,   традиций и ритуалов в жизни коммунаров (об этом говорили Антон Бурдейный,  Ирина Шуб и другие участники). 

            При подведении итогов  обсуждения,  пожалуй общее мнение участников, выразила Светлана Иванова, подчеркнув,  «что у россиян особенный менталитет и нужно чаще обращаться к наследию наших великих педагогов, к их теориям и  педагогической практике, и не забывать,  что во многом они были  первооткрывателями».  

             Тема круглого стола остается открытой для обсуждения на сайте  НЦ РАО РГППУ  на странице II-го Международного научного педагогического Форума молодых исследователей http://pedforum.rsvpu.ru/kruglyy-stol-2020/tema-18 Приглашаем всех желающих принять участие.

             Всем  участникам  круглого стола будут вручены сертификаты НЦ РАО РГППУ