Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
23 ноября магистранты Института психолого-педагогического образования РГППУ (группа мЗПТ-205) стали участниками круглого стола на тему «Педагогический менеджмент А.С.Макаренко, опередивший свое время».
Круглый стол был организован при поддержке НЦ РАО РГППУ и впервые проходил в новом формате, соединившим модель «blended learning» и модель открытого дискуссионного онлайн пространства.
Тема и вопросы для обсуждения были открыты на сайте НЦ РАО РГППУ на странице II-го Международного научного педагогического Форума молодых исследователей. Магистранты прислали и разместили на сайте свои заметки, в которых они выразили свое мнение по выбранному вопросу круглого стола. Это позволило каждому предварительно познакомиться с высказанными позициями, глубже погрузиться в тему, и способствовало плодотворному обсуждению уже в аудитории за реальным круглым столом.
Предметом обсуждения стали следующие вопросы:
- Почему об А.С.Макаренко можно говорить не только как о великом педагоге, но и как о талантливом менеджере?
- Актуален ли сегодня вывод А.С.Макаренко: в слабом коллективе работает только жесткий менеджмент, а в крепких коллективах работает перспектива светлого будущего? Приведите примеры современных подходов в менеджменте, созвучных этой идее А.С.Макаренко
- Считаете ли Вы, что соревнование (или здоровая конкуренция) в коллективе - это эффективный способ стимулирования?
- Можно ли провести аналогию между теорией развития коллектива А.С.Макаренко и современными теориями менеджмента?
- Каким образом А.С.Макаренко удавалось привлечь воспитанников к участию в принятии решений? Приведите примеры из произведений А.С.Макаренко. Работают ли найденные А.С.Макаренко подходы сегодня?
- Встречаются ли сегодня в коллективах «токсичные» люди и можно ли с ними поступать так, как это делал А.С.Макаренко?
- Можно ли считать А.С.Макаренко первооткрывателем организационной культуры? Приведите примеры из произведений А.С.Макаренко
- Приведите примеры параллелей между управленческими «находками» А.С.Макаренко и методами современного менеджмента
Практически все выступавшие говорили о том, что с удивлением открыли для себя, что А.С.Макаренко в своей деятельности по организации как образовательного процесса, так и всей жизни коммуны уже в 20- годы применял на практике многие методы и подходы, возникновение которых сегодня часто связывают с зарубежными теориями менеджмента, появившимися уже в 30-е и даже в 50-е и 90-годы XX века. Оксана Елохина говорила о параллелях между теорией развития коллектива у А.С.Макаренко и теориями группового поведения и организационного развития в зарубежном менеджменте (концепции Л. Грейнера, И. Адизеса и др.), Светлана Иванова показала, что подход А.С. Макаренко, согласно которому в слабом коллективе работает только жесткий менеджмент, а в крепких коллективах работает перспектива светлого будущего, полностью соответствует принципам, открытым гораздо позже А.Маслоу и в многочисленных теориях мотивации. Как подчеркнула профессор Л.М.Андрюхина, ведущая круглого стола, у А.С.Макаренко это было осмыслено даже гораздо глубже. Он раскрыл развивающий потенциал не только индивидуальности, но и огромную вдохновляющую силу развивающегося коллектива, увлеченного новыми перспективами. По А.С.Макаренко, воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Такой подход появляется в менеджменте уже только в начале XXI века, когда вводится даже термин «вдохновляющий менеджмент». Принципы самоуправления, которые были реализованы А.С.Макаренко остаются актуальными и сегодня (Надежда Ватолина). А в практике создания сводных отрядов, как об этом говорили Оксана Елохина, Тамара Бурдейная, Светлана Иванова, уже был реализован, так называемый, матричный подход к построению организации (создание проектных групп, групп под определенные задачи), который, как считают М.Мескон, М.Альберт и Ф. Хедоури, авторы известного американского учебника по менеджменту, был открыт в авиакосмических компаниях в США только в 50-е годы XX века.
Живое обсуждение (Ксения Тихонова, Анна Ермоленко, Ольга Зайнитдинова, Мария Никитина, Елена Хафизова, Виолетта Чикулаева) вызвали вопрос о применимости в современных организациях «здоровой конкуренции» и проблема отношения к «токсичным людям». Оказалось, что и в этих вопросах можно также поискать «советы» у А.С.Макаренко.
Наибольшее удивление у всех вызвало то, что А.С.Макаренко можно считать и первооткрывателем роли организационной культуры (в менеджменте теории организационной культуры возникают в 90-х годах XX века), так как он большое внимание уделял целенаправленному формированию насыщенной культурной среды и значению перспективных целей, традиций и ритуалов в жизни коммунаров (об этом говорили Антон Бурдейный, Ирина Шуб и другие участники).
При подведении итогов обсуждения, пожалуй общее мнение участников, выразила Светлана Иванова, подчеркнув, «что у россиян особенный менталитет и нужно чаще обращаться к наследию наших великих педагогов, к их теориям и педагогической практике, и не забывать, что во многом они были первооткрывателями».
Тема круглого стола остается открытой для обсуждения на сайте НЦ РАО РГППУ на странице II-го Международного научного педагогического Форума молодых исследователей http://pedforum.rsvpu.ru/kruglyy-stol-2020/tema-18 Приглашаем всех желающих принять участие.
Всем участникам круглого стола будут вручены сертификаты НЦ РАО РГППУ