Научно-практический семинар «Развитие познавательной активности учащихся через туристическо-краеведческую деятельность в условиях современной школы»

Научный центр Российской академии образования на базе РГППУ  стал организатором цикла научно-практических  семинаров  для представителей более 60 образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии (сетевая экспериментальная площадка Института стратегического развития образования  РАО).  Очередной научно-практический  семинар прошел      11.10.2017  на базе МАОУ СОШ № 15 Октябрьского района  г. Екатеринбурга (директор В.А.Колобов)  и  был посвящен теме «Развитие познавательной активности учащихся через туристическо-краеведческую деятельность в  условиях современной школы».

          В ходе семинара  научный руководитель  лаборатории НЦ РАО РГППУ  «Инновационные модели развития  образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия»  к.т.н., доц. Н.Н.   Давыдова представила  современные подходы  к проблемам развития познавательной активности учащихся,  директор   МАОУ СОШ № 15 В.В.Колобов презентовал участникам  авторскую модель школы по развитию туристическо-краеведческой деятельности  в условиях ФГОС.  В докладах  выступающих  были обоснованы основные развивающие и  социализирующие  возможности туристическо - краеведческой  деятельности  школьников:

- расширение содержания учебных предметов во время прогулок, экскурсий, походов;

- укрепление позитивных взаимоотношений между педагогами и учащимися в результате субъект-субъектного взаимодействия в разнообразных формах туристическо -краеведческой  деятельности;

- формирование активной жизненной позиции в процессе знакомства с историей и природой Урала, в исследовательской, экологической и природоохранной деятельности;

- включение в совместную туристско-краеведческую  деятельность   родителей, значимых взрослых, специалистов;

- формирование навыков самоуправления и развитие лидерских качеств через освоение  школьниками различных социальных ролей.

   В ходе практической части участники познакомились  с особенностями организации туристическо - краеведческой  деятельности  в условиях МАОУ СОШ № 15, такими как:

- практическая направленность, которая  проявляется в формировании практических умений, навыков и качеств личности, позволяющих   школьникам успешно и безопасно существовать в природной и социальной среде;

- комплексный подход, что позволяет школьникам через систему социальных ролей, реализуемых в туристическо - краеведческой деятельности, включаться в различные виды деятельности в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами;

- нравственно-эстетический характер туристическо - краеведческой  работы, что обеспечивает развитие ценностно-смысловой сферы школьников, приятие ими основных человеческих ценностей, формирование нравственных и эстетических чувств, представлений о нравственно-эстетическом идеале и приобретение опыта социально одобряемого поведения;

- коллективно-игровой характер, позволяющий    приобрести  коммуникативные    навыки, опыт межличностного общения, взаимодействия и взаимопомощи.

      Практическая часть семинара вызвала большой интерес, так как   была организована в форме мастер-класса, где педагоги школы  поделились навыками организации однодневных и многодневных туристических подходов  для школьников.