Научные исследования и образовательные практики Москвы и Урала представлены на Ассамблее Российской академии образования

С 18 по 21 апреля  состоялась 1-я международная Ассамблея РАО «Ученик в современном мире: формула успеха» Выбор темы ассамблеи связан с изменением стратегических приоритетов в сфере школьного образования, в контексте которого развитие гибких и цифровых навыков, выстраивание эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса приобретают решающее значение.  В рамках специальной программы Ассамблеи были представлены научные и научно-практические мероприятия, организованные региональными научными центрами РАО, инновационными площадками РАО, ведущим университетами России, научными организациями, общественными и профессиональными сообществами и организациями-партнерами РАО.

Научным центром РАО на базе РГППУ совместно с Нижнетагильским государственным социально-педагогическим институтом  (филиал РГППУ)  в рамках Ассамблеи РАО  была организована и проведена 20-21 апреля  Всероссийская научно-практическая  конференция «STEAM-образование: от дошкольника до выпускника вуза». Насыщенная программа конференции включала вопросы современного состояния и перспектив дальнейшего развития теории и практики STEAM - образования на различных его ступенях. Конференция проходила в очном и дистанционном форматах.

На пленарном заседании были представлены модели конвергентного образования, проанализировано STEAM - образование как одна из моделей конвергентного образования (Андрюхина Людмила Михайловна, ученый секретарь НЦ РАО РГППУ, д–р. филос. наук, профессор ФГАОУ ВО РГППУ, г. Екатеринбург), рассмотрены подходы и перспективы развития раннего инженерного образования (Махотин Дмитрий Александрович, эксперт ресурсного центра ИНО ГОАУ ВО МГПУ, исполнительный директор АНО «Национальный методический совет по технологическому образованию», главный редактор информационно-публицистического образовательного журнала «Интерактивное образование», канд. пед. наук, г. Москва). Литвинова Светлана Николаевна (директор Зеленоградского отделения – институт делового администрирования Московского городского педагогического университета, канд. пед. наук, доц., г. Москва) раскрыла в своем докладе потенциал STEAM технологий в развитии навыков будущего у детей. Леонов Александр Георгиевич (зав. кафедрой ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, в.н.с. мехмата МГУ, профессор МПГУ, ГУУ) и Райко Миля Вячеславовна (к.ф.-м.н., научный сотрудник, ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН,  г.Москва) представили доклад на тему: «Программирование в образовании. От дошкольника до выпускника ВУЗа». Молоднякова Алена Валерьевна (директор ООО «АВСПАНТЕРА», доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) познакомила участников конференции с компьютерно-игровым комплексом «LigroGame» как авторской  педагогической технологией и современной STEAM-средой для раннего инженерного и естественно-математического образования детей на основе 3D-технологий.

Возможности онлайн-платформы «Стемфорд», которая является образовательным ресурсом «Электронного образования для наноиндустрии» Автономной некоммерческой организации «еНано», были раскрыты Пименовым Александром Юрьевичем (руководитель проекта «Стемфорд», АНО “еНано”, г. Москва).

В рамках работы секций участники конференции познакомились с опытом работы и образовательными практиками специалистов ДОУ, реализующих в своей деятельности игровую технологию 3D моделирования в условиях компьютерно-игрового комплекса «LigroGame» (Богданович, Качканар, Кирово-Чепецк, Москва, Нижняя Тура).

Мероприятия конференции 21 апреля проходили в формате педагогических мастерских, в рамках которых  были представлены инновационные образовательные практики, начиная с уровня дошкольного образования и заканчивая профессиональным образованием. Открыли работу  педагогических мастерских специалисты технопарка универсальных педагогических компетенций РГППУ. Шамаев Евгений Альбертович( директор Технопарка универсальных педагогических компетенций ФГАОУ ВО РГППУ г. Екатеринбург) продемонстрировал образовательные возможности технопарка, а Миронов Игорь Валерьевич (ведущий специалист Технопарка универсальных педагогических компетенций ФГАОУ ВО РГППУ, г. Екатеринбург) провел онлайн мастерскую «Формирование навыков 3D моделирования и автоматизированного проектирования с применением технологии обратного инжиниринга».

В педагогической мастерской №2 по теме «Организация раннего инженерного и естественно-математического образования детей дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса “LigroGame”» были  представлены инновационные образовательные практики на основе технологии игрового компьютерного 3D-моделирования в «LigroGame»  дошкольных учреждений Свердловской области - победителей конкурсного отбора на грантовую поддержку в рамках реализации губернаторской программы «Уральская инженерная школа»: районный центр «Городского ресурсного центра инженерно-технологического образования» г. Екатеринбург, филиал МБДОУ-детского сада комбинированного вида «Надежда» № 576 (заведующая Рябенко Ольга Сергеевна), ресурсный центр «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения МАДОУ- детский сад №43 «Малыш», г. Сухой Лог (заведующая Семухина Светлана  Викторовна), ресурсный центр по инженерно-технологическому образованию МАДОУ НТГО детский сад «Голубок» (заведующая Шипицина Оксана Николаевна).

Развитие воспитывающей образовательной среды стало  предметом проектного моделирования  в третьей педагогической мастерской. Сумина Татьяна Григорьевна (канд.пед. наук, доцент кафедры РГППУ) и студенты группы мИП-103 (направления подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям, программа магистратуры «Инженерная педагогика» РГППУ, г. Екатеринбург) продемонстрировали проектную технологию работы  на основе Agile-методологии.Большой интерес участников вызвала работа четвертой мастерской по теме «Edtech-инструменты в работе педагога». Ломовцева Наталья Викторовна (канд. пед. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург)  поделилась своим опытом  и рассказала о  практиках  использования отечественных цифровых инструментов и сервисов  в процессе обучения.

В конференции  приняли участие ученые научных организаций и  преподаватели  организаций высшего и среднего профессионального образования,  учителя школ, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, специалисты управления образованием,  аспиранты, магистранты и студенты из городов: Москва, Богданович, Брянск, Волгоград, Всеволожск, Гаврилов-Ям, Екатеринбург, Ижевск, Калуга, Качканар, Кирово-Чепецк, Колпашево,  Краснодар, Кузнецк, Курск, Нижний Тагил, Нижняя Тура, Пермь, Самара, Саров, Сухой Лог, Ростов-на-Дону, Петропавловск-Камчатский, Тарко-Сале, Тосно, Чебоксары. Общее количество участников  конференции составило 188 человек.

Тем самым  миссия  Ассамблеи РАО по  акцентуации и внедрению новых образовательных технологий, отвечающих запросам современного общества, в полной мере получила отражение в работе конференции.

Программа конференции