Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
10 марта за круглым столом собрались ученые и преподаватели РГППУ, УрО РАН, педагоги школ и дошкольных образовательных учреждений Екатеринбурга и Свердловской области чтобы обсудить перспективы развития инженерного мышления и образования.
Круглый стол «Перспективы развития инженерного мышления и образования» был организован Научным центром Российской академии образования на базе РГППУ, РГППУ и Уральским отделением Российской академии наук. Партнерами проведения круглого стола выступили: Институт металлургии и Институт электрофизики УрО РАН, Детский сад № 568, а также Екатеринбургская школа-интернат № 13, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Открывая работу Круглого стола Виктор Николаевич Руденко, академик РАН, председатель Уральского отделения РАН, в своем приветствии подчеркнул: «Достижение научно-технологического суверенитета страны невозможно без инженерной деятельности. Необходимо возрождать престижность профессии инженера, сделать ее ключевой и почетной, как было ранее. Руководство нашей страны ориентирует на подготовку мощных инженерных кадров. А для этого, в свою очередь, необходимо изучение инженерного мышления, его особенностей, а также особенностей педагогического процесса в ходе которого идет подготовка будущих инженеров».
Участники Круглого стола обсудили различные подходы и обменялись опытом реализации образовательных проектов в области развития креативного потенциала будущих инженеров. Как подчеркнула ученый секретарь НЦ РАО РГППУ Людмила Михайловна Андрюхина «сегодня именно креативность становится наиболее актуальным ресурсом постиндустриального развития». В выступлениях на круглом столе были представлены различные проекты и модели развития креативного инженерного мышления. Для дошкольников это раннее инженерное образование на основе 3D моделирования в условиях компьютерно-игрового комплекса «LigroGame», проект «Моделируем и создаем свой мир» (Молоднякова А.В., директор ООО «АВСПАНТЕРА», доцент НТГСПИ (ф) РГППУ), а также комплекс педагогических условий развития креативности в центре которого организация творческой деятельности детей в предметной среде (Митрошина О. В., детский сад № 568). Для школы были представлены возможности тренинговых технологий (Воробьева М.А., РГППУ). Особое значение развитие элементов инженерного мышления, навыков проектирования и конструирования, новое содержание предмета «Технология» имеет для профессионального самоопределения детей с ОВЗ в условиях адаптированных к их возможностям (Щербакова Т. В. Екатеринбургская школа-интернат № 13). Ученые и преподаватели РГППУ рассказали о реализации проекта «Научный акселератор» (Щипанова Д.Е., научный руководитель Феоктистов А.В.), студенты - участники которого, спроектировали и создали робот для строительных работ «Умный маляр» и получили поддержку на конкурсе Инновационных идей «Минута Технославы» в рамках программы ИННОПРОМ – 2022. Другая разработка NaviHelp инклюзивный навигатор в помещениях получил инвестиции в виде гранта Фонда содействия инновациям в конкурсе Студенческий Стартап. Ирина Михайловна Кондюрина (РГППУ) представила опыт развития коммуникативной компетентности студентов. Она подчеркнула, что «от уровня коммуникативной культуры будущих инженеров зависят: эффективность поиска креативных идей; возможность превращать конфликтную ситуацию в творческую задачу; успешность в достижении группового решения задач и в целом профессиональная и жизненная состоятельность».
Сергей Вадимович Анахов и Борис Николаевич Гузанов (РГППУ) представили модель транспрофессиональной подготовки и формы ее реализации в образовательных программах подготовки будущих инженеров.
Другой сквозной темой работы круглого стола стало определение перспектив интеграции академической и вузовской науки в подготовке инженерных кадров. Евгений Афанасьевич Шунайлов, заместитель директора Института электрофизики УрО РАН, рассказал о планирующемся открытии Уральского дома ученых в Екатеринбурге и открывающихся в связи с этим новых возможностях совместной работы, и в первую очередь в направлении развития инженерного мышления и образования на основе реализации кластерного и экосистемного подходов. В выступлении Олега Анатольевича Королева (директор Технопарка «Академический», ИМЕТ УрО РАН) были раскрыты возможности научного технопарка «Академический», в частности инновационной образовательной площадки Академия промышленной роботизации «Эпсилон». Татьяна Николаевна Слепнева (Свердловская селекционная станция садоводства УрО РАН, руководитель) показала, что инженерные специальности востребованы не только в промышленности, но и в сфере садоводства и экологической деятельности. Выступающие также отметили тот факт, что в структурах УрО РАН, в частности в Институте электрофизики и в Институте металлургии, в научном технопарке «Академический» сегодня работает много выпускников РГППУ, что также является хорошей основой для развития сотрудничества. Андрюхина Л.М. (НЦ РАО РГППУ) представила онлайн-проект НЦ РАО РГППУ «Креатив-парк» как возможную платформу интеграции креативных практик в образовании и основу развития научной коллаборации.
По итогам работы круглого стола как перспективные направления совместной работы были обозначены:
- разработка механизмов реализации кластерного, сетевого и экосистемного подходов к развитию инженерного образования;
- развитие научных исследований, обобщающих многочисленные существующие на сегодняшний день подходы в понимании сущности инженерного мышления и его креативной составляющей;
- развитие научной коллаборации на основе совместной деятельности по формированию Программы работы Уральского дома ученых.
Участниками Круглого стола была принята резолюция, в которой в качестве ближайших шагов совместной работы были намечены организация научной секции «Инновационный потенциал развития инженерного образования» в рамках 28-й Международной конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», а также проработка вопроса о совместном участии в деловой Программе «Иннопром-2023».
Научный центр Российской академии образования на базе РГППУ, выступивший инициатором развития сотрудничества между Российской академией образования, РГППУ и Уральским отделением Российской академии наук, станет системообразующим звеном в реализации заявленных в ходе круглого стола инициатив.