НЦ РАО РГППУ принял участие в традиционных «Макаренковских чтениях»

12 апреля 2018 года, когда вся Россия отмечала День космонавтики, в РГППУ отмечали еще одну памятную дату — 130 лет со дня рождения педагога-новатора Антона Семеновича Макаренко. Что может объединить профессоров и докторов, кандидатов наук и доцентов, магистрантов и бакалавров, очников и заочников, Россию и Италию, Москву и Екатеринбург? Только событие, гордо носящее название «Международные Макаренковские психолого-педагогические чтения». которые в этом году проводились  в Российском государственном профессионально-педагогическом университете в14-й раз.

      В подготовке и проведении Макаренковских чтений активное участие приняла сетевая научная лаборатория исследования потенциала развития профессионального и профессионально-педагогического образования НЦ РАО РГППУ.  Ее сотрудники Татьяна Ильинична Зубкова, канд. пед. наук, доц., Марина Васильевна Полякова, канд. пед. наук, доц., Татьяна Григорьевна Сумина, канд. пед. наук, доц., Надежда Олеговна Садовникова, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой профессиональной педагогики и психологии, Ринад Хакимуллович Исхаков, канд. пед.наук, доц. и другие,  руководили подготовкой студентами сообщений, сами выступили с интересными докладами, стали организаиорами и руководителями  секций конференции.

    Приветственным словом открыла конференцию директор Института психолого-педагогического образования РГППУ, профессор, кандидат педагогических наук Ирина Ивановна Хасанова. В наш цифровой век не обязательно лететь за сотни километров, чтобы поприветствовать и пожелать удачи участникам. Благодаря этому Президент Российской Макаренковской ассоциации, к.ф.н., доцент Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова, Татьяна Федоровна Кораблева передала свой видеопривет всем участникам. Основатель и главный идеолог макаренковских студенческих педагогических чтений в нашем вузе — член Правления Российской Макаренковской ассоциации, руководитель регионального отделения этой ассоциации, кандидат педагогических наук, — профессор Нина Георгиевна Санникова в течение 5 лет возглавляла кафедру социальной педагогики и психологии Социального института РГППУ и организовала крепкую команду и школу по подготовке социальных педагогов не только для Екатеринбурга и Свердловской области, но и других регионов. Созданные ею традиции в РГППУ  продолжают и претворяют в жизнь ее ученики и последователи.

Согласно позиции ЮНЕСКО, в 1988 году А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке. И конференция не обошлась без представителей этой организации. Впервые в РГППУ приехала делегация из Урало-Сибирской ассоциации центров и клубов ЮНЕСКО. Аверина Юлия Александровна, ее Президент, выступила с приветственным словом и вручила памятные сертификаты активным макаренковедам.

Конечно же не могло событие такой значимости пройти без Зеера Эвальда Фридриховича, зав. кафедрой психологии образования и профессионального развития Института ППО РГППУ, д.п.н., профессора, член-корреспондента РАО, лауреата конкурса губернатора Свердловской области  на звание  лучшего профессора года, автора научной школы по профессиональной психологии. Он освещал тему: «А.С. Макаренко о трудовом воспитании молодежи».

Уже многолетним и традиционным участником студенческих педагогических чтений является Вице-президент Международной Макаренковской ассоциации, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Международного факультета Медицинского научно-исследовательского университета им. Пирогова, магистр философии Эмилиано Меттини (Пьомбино, Италия — Москва, Россия). Эмилиано в течение 10 лет активно взаимодействует и сотрудничает с нами, ежегодно присылает приветственные слова и статьи. И на этот раз он прислал видеообращение всем участникам конференции.

Подчеркивает международный статус конференции  участие  в ее работе кандидата философских наук, доцент кафедры Наманганского инженерно-технологического института Узбекистана Абдирашида Мамасидиковича Мирзахмедова: «Мне кажется, что заслуга А.С.Макаренко в том, что он реформировал всю педагогическую деятельность народного комиссариата! Он не мог бы стать таким великим человеком, если бы не любил детей! Человек не умирает, если его помнят, если его почитают. Сегодняшнее событие — это особый случай, особое событие в педагогике Российской Федерации!», — так он отзывается в своем докладе о А.С. Макаренко.

После пленарного заседания, на котором опытные теоретики и практики рассуждали об А.С.Макаренко, все участники разошлись по секциям, где выступали студенты со своими докладами. Традиционно во время работы секций проводился конкурс на лучший доклад с научной точки зрения и на лучший доклад, по мнению студентов, как креативный, интересный, эффективный для психологии и социальной педагогики. На конференции работало жюри, которое оценивало доклады студентов. Многолетний председатель жюри — д.ф.н, профессор кафедры ППР Третьякова Вера Степановна. Работа проходила по трем секциям:

Секция I. Исторический опыт отечественных и зарубежных педагогов-дидактов в реализации педагогических идей А.С. Макаренко. Руководители секции: Исхаков Р.Х., к.п.н., доцент кафедры ППП РГППУ, Сумина Т.Г., к.п.н. доцент кафедры ППП, Серкина Е.М., студентка гр. ПСП-403.

«Секция был проведена в бинарной форме. На семинаре были рассмотрены исторический, методологический и социально-педагогический аспекты психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко. При подготовке студентами своих докладов ими был произведен анализ не только литературных, кинематографических произведений, но и научной литературы, что говорит о сформированности научно-исследовательских компетенций. В условиях итогового пленарного заседания все доклады были по достоинству оценены», — комментирует работу на секции Р.Х. Исхаков.

Секция II. Практика решения проблем обучения, воспитания и развития обучающихся в современных образовательных организациях. Руководители секции: Носакова Т.В., к.п.н., доцент кафедры ППР РГППУ, Проскурякова Н.А., студентка гр. ПСП-403. «На второй секции обсуждались проблемы обучения, воспитания и развития обучающихся в современных образовательных организациях. Доклады студентов и магистрантов оказались чрезвычайно интересными, оригинальными, даже новаторскими, с ярко выраженной практической направленностью.Педагогическое наследие А.С Макаренко и других ученых-дидактов предстало с новых точек зрения. Особый интерес у участников чтений вызвали следующие темы: «Профилактика правового нигилизма у молодежи (на основе идей А.С. Макаренко)» С.Р. Минязов; «Девиантный или дефективный? (мнение А.С. Макаренко)» Н.А. Проскурякова; «Самоорганизация студентов в учебной деятельности» Н.А. Кригер; «Практика воспитания «трудных» детей по А.С. Макаренко в современном социально-реабилитационном центре» С.С. Проскурякова; «Изучение английского языка на основе идей К.Д. Ушинского и эффекта Зейгарника» Е.В. Паршина и др. Все доклады сопровождались активным обсуждением, переходящим в дискуссию. В результате все участники секции были задействованы в научно-практическом процессе», — делится впечатлениями Т.В. Носакова.

Секция III. Дискуссионная площадка «Семья, школа, социум: конвергенция воспитания».Руководители секции: Зубкова Т.И. к.п.н., доцент кафедры ППП РГППУ, Шашмурин А.А., студент гр. ПСП-403. «Дискуссионная площадка — это форма работы гражданского общества, позволяющая обмениваться мнениями по наиболее существенным проблемам разным социальным группам. Воспитание подрастающего поколения является вечной проблемой любого общества, которая особо актуализируется в ситуации социальных преобразований. Создание новой системы воспитания после Октябрьской революции в России было важной проблемой начала ХХ столетия. Педагогическое наследие А.С. Макаренко наглядно демонстрирует трудности и успешный опыт создания, для своего времени, инновационной педагогической системы. Современная Россия столкнулась с аналогичной ситуацией: изменились социальная ситуация и система государственного устройства, существовавшая система коммунистического воспитания не работает, а новой системы воспитания не разработано. Поэтому необходимо объединить усилия семьи, школы, общества в поиске путей воспитания подрастающего поколения современной России. Всего в работе секции приняло участие 48 человек: студентов, магистрантов, преподавателей РГППУ, представителей организаций социальной политики, образования, приемные семьи, воспитанники приемных семей», — так подчеркивает актуальность и значимость события Т.И. Зубкова.

Нельзя не отметить, что именно эти Макаренковские чтения были рекордными по количеству принявших участие — почти 300 человек. Идейным лидером этого события выступила Татьяна Владимировна Носакова, канд. пед. наук, доц., которая вложила все свои силы и старания для того, чтобы событие состоялось на высоком уровне. «Я теперь могу проводить мастер-классы о том, как организовывать мероприятия!», — говорит сама Татьяна Владимировна о полученном опыте. На помощь опытным педагогам пришла группа студентов-выпускников ПСП-403, также не первый раз принимающая участие в этой конференции и в качестве соорганизаторов, и в качестве докладчиков.

12 апреля, конечно, не день рождения А.С. Макаренко — образцового педагога и уникального человека (день рождения 13 марта), но именно в этот день — в день космонавтики, было решено провести памятную конференцию. Может быть именно потому, что у Антона Семеновича Макаренко и Юрия Алексеевича Гагарина было нечто общее — они шли своим путем к новому и неизведанному, не боясь рисковать. 

Екатерина Серкина, студентка гр.ПСП-403​.