Обсуждение современных векторов развития профессионального образования России и Узбекистана состоялось в РГППУ

        10 декабря  в РГППУ состоялся   международный научно-практический  онлайн семинар  «Современные тренды в профессионально-педагогическом образовании России и Узбекистана». 

         Семинар был организован  кафедрой  профессиональной педагогики и психологии Института психолого-педагогического образования РГППУ  и  педагогами Ташкентского института       инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства совместно с Научным центром РАО РГППУ.  

        Цель проведения научно-практического семинара – обсуждение современных векторов развития профессионального образования России и Узбекистана.

         Открывая работу семинара Надежда Олеговна Садовникова,  заведующая кафедрой профессиональной педагогики и психологии РГППУ,    выразила  благодарность коллегам из Узбекистана за инициативу его проведения и активное  участие в совместной  работе по его подготовке. 

         Представленные  учеными и практиками образования доклады  в целом позволили сформировать  многомерное видение  направлений развития профессионального образования. Докладчики поделились перспективными  проектными  моделями развития профессионального образования,  выдели  существующие проблемы и на основе обобщения проведенных исследований предложили конструктивные решения.

       Светлана Леонидовна Фоменко, д.п.н., профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ,  раскрыла перспективы и формы реализации экосистемного подхода  в   профессиональном образовании. Она познакомила участников с международным и российским опытом проектирования образовательных экосистем, с  результатами  работы проектной группы г. Екатеринбурга  совместно со специалистами Сколково по разработке экосистемных проектов в образовании.

        Татьяна Григорьевна Сумина, к.п.н,,  доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ, остановилась на  актуальных вопросах цифровой трансформации  и на тех    изменениях, которые  этот процесс  вызывает  в профессиональном образовании. В докладе была предложена   дидактическая система  переподготовки преподавателей среднего профессионального образования в условиях конвергентной цифровой образовательной среды. Большой интерес  у  участников семинара вызвали, представленные Т.Г.Суминой,  результаты исследования готовности  педагогов к работе в цифровой среде,  проводившегося  в рамках деятельности экспериментальной площадки РГППУ в проекте
ФИРО РАНХиГС «Цифровая дидактика профессионального образования».

         Дурдона Асиловна Мустафаева,  PHd, и.о.доц. каф.  «Профессиональное образование и физическая культура» ТИИИМСХ,  раскрыла тенденции совершенствования профессиональных компетенций преподавателей профессионального образования. Среди  ведущих составляющих компетентностного портрета  преподавателя, на которые необходимо  акцентировать внимание в его подготовке, она выделила: способность выполнять инновационные задачи, креативность, готовность к работе в ситуациях неопределенности, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием,  умение  понимать и принимать чувства других людей и конструктивно взаимодействовать с ними, лидерские качества.

      Пулат Махсудович Махсудов, к.тех.н., доцент,  докторант каф. «Профессиональное образование и физическая культура» ТИИИМСХ,  отметил, что, начиная с 2019 года в Узбекистане внедряется новая система непрерывного профессионального образования, в рамках которой  подготовке современных рабочих кадров придается большое значение.  Для этого необходимо чтобы мастера производственного обучения владели  методами организации  практической работы студентов, а значит их методическая  деятельность требует постоянного совершенствования.   Докладчик  обосновал ряд предложений по  модернизации подготовки  мастеров профессионального обучения исходя из требований к подготовке квалифицированных и конкурентоспособных рабочих кадров для современного рынка труда. Пулат Махсудович также сказал о том, что во время своей стажировки в РГППУ он  увидел насколько серьезно  работа по подготовке профессиональных кадров  развернута в России

         Людмила Михайловна Андрюхина, д.филос. н, профессор, ученый секретарь НЦ РАО РГППУ, выступила с докладом на тему: «Развитие креативного  потенциала студентов в условиях конвергентной образовательной среды». Она подчеркнула, что рост значения развития творческих способностей, креативности человека можно назвать одним из важных трендов современности. На  запрос по теме «развитие креативности» Google выдает 8990000 результатов. Вместе с тем,  работа с   талантливой молодежью,  является на сегодняшний день наиболее  сложной и недостаточно  разработанной как концептуально, так и организационно-практически областью педагогической деятельности.   В докладе была предложена дидактическая модель развития креативного потенциала студентов, а также были представлены результаты исследования  профессиональных дефицитов педагогических работников в этой области.   Людмила Михайловна   пригласила участников семинара к сотрудничеству с Научным центром РАО РГППУ, предложила включаться в исследования, разработки и проекты центра.

         Максуда Камилжановна Хошимова,  к.п.н., доц. каф. «Профессиональное образование и физическая культура» ТИИИМСХ,    говорила о том, что сегодня мы должны особое внимание уделять  углублению процессов нравственного воспитания, обогащению его содержания путём интеграции наук, развития нравственно-духовного сознания и нравственных чувств, формирования новых подходов к нравственному воспитанию. Именно такой интегрированный подход к решению вопросов нравственного воспитания, по мнению докладчика, является наиболее целесообразным, он даёт возможность обогатить содержание нравственного воспитания, понять его необходимость и значимость, осознать, что формирование  системы нравственных устоев и принципов -  это не только  социальная, но прежде всего личная потребность каждого человека  в условиях  современной конкурентной, многовариантной и нестабильной социальной среды.

       В  работе семинара приняли участие 76 человек, среди которых ученые и педагоги-практики, специалисты управления образованием, магистранты и аспиранты   России и Узбекистана. Состоявшийся научно-практический  семинар стал  еще одной значимой вехой в  многостороннем сотрудничестве  РГППУ и вузов Узбекистана.