Опережающее образование: теория и образовательные практики Урала

 В Екатеринбурге Кафедра профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО «РГППУ» совместно с  Центром опережающей профессиональной подготовки Свердловской области на базе ГАПОУ СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства», Межрегиональным центром  компетенций  при ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж» и при поддержке НЦ РАО РГППУ провели 27.04.2023 г.   научно-методический семинар / вебинар  «Опережающее образование как парадигма профессионального обучения».

Предметом обсуждения стали вопросы  разработки концепции опережающего образования; переход от функционального образования к функциональности образования;  профессиональное опережающее обучение как фактор формирования компетенций будущего и удовлетворения потребностей рынка труда и другие.  
В обсуждении приняли участие коллеги из школ и колледжей Екатеринбурга и Свердловской области, представители муниципальных методических центров, научные специалисты и разработчики программ и методик для системы СПО, представители коммерческих и общественных организаций, а также преподаватели и магистранты РГППУ.

С   теоретико-методологическими  основаниями развития концепции опережающего образования в российском педагогическом сообществе познакомил участников Анатолий Валерьевич  Уткин, доктор педагогических наук, профессор, руководитель программы  магистратуры РГППУ .
Валерий Яковлевич  Шевченко, зам. начальника Научно-методического центра «Дворец молодежи», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, говорил о проблемах перехода от функционального образования к функциональности образования.
Валерий Яковлевич подчеркнул, что «в системе опережающего образования  главное - это развитие ресурсного потенциала будущего специалиста, его готовности к   изменениям в профессиональной деятельности и к проектированию собственного профессионального будущего». Также он отметил, что  развитие опережающего образования  возможно  только со становлением новых организационных контуров, обеспечивающих взаимодействие различных  сообществ в единой экосистеме образования. При этом главная роль будет все больше принадлежать самим  педагогам и развитию инновационных образовательных практик в организациях.

      Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Свердловской области, представил своё видение  практики опережающего образования в регионе. В выступлении руководителя ЦОПП Веры  Александровны Лихачевой Центр был представлен как действенный механизм опережающего  реагирования системы СПО на запросы рынка труда, как опытный «полигон» по практической реализации проектов, программ и мероприятий различных уровней.
Вера  Александровна, в частности, сказала: «Синхронизация потребностей рынка труда Свердловской области и возможностей системы СПО с наибольшей эффективностью и отдачей возможна через единое информационное поле, созданное ЦОПП, через цифровую платформу как инструмент информационного обеспечения работы ЦОПП, колледжей, техникумов и предприятий реального сектора экономики».
      Заместитель руководителя ЦОПП Екатерина Николаевна  Бурганова остановилась в своем выступлении на специфике подходов ЦОПП к комплексной профориентации граждан Свердловской области: «Нам нужна именно многоуровневая комплексная и всевозрастная система профессиональной ориентации и профессионального самоопределения граждан».  Главными становятся принцип опережения и принцип непрерывного профессионального самоопределения  человека (как его готовность в любой период своей жизни планировать, корректировать и выстраивать свой профессиональный путь).  Именно в таком аспекте ЦОПП Свердловской области рассматривает и проводит треки регионального проекта «Профстарт». Именно комплексный подход ЦОПП к профориентации граждан позволил получить уникальные информационно-образовательные продукты, такие, как «Атлас инклюзивного будущего» - инструмент профессионального самоопределения и профессиональной помощи каждому обучающемуся, каждому гражданину, в том числе и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

        Александр Викторович Малыш, зав. отделением учебно-практической подготовки обучающихся ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций»,  раскрыл  особенности конкурсов профессионального мастерства как инструментов опережающего образования. Он подчеркнул, что опережающее образование является важнейшей парадигмой профессионального образования, требующей пересмотра многих сложившихся стереотипов. Конкурсы профессионального мастерства способствуют аккумуляции, демонстрации,  тиражированию и встраиванию в образовательный процесс стандартов, технологий и  форм опережающей подготовки.

      Одну из моделей опережающего образования представила в своём выступлении Валерия Олеговна Дарьева (Уральский политехнический колледж – МЦК).

     Научно-методический семинар / вебинар не случайно проходил на площадке ФГАОУ ВО «РГППУ». В университете по инициативе В.Я. Шевченко совместно  с организациями партнерами  реализуется проект опережающей подготовки в рамках магистерской программы «Профессионально-педагогические технологии».

Запись вебинара доступна по ссылке:  https://b81181.vr.mirapolis.ru/mira/s/NaCyOd