Предложения отделения образования и культуры РАО для совместной деятельности с РНЦ РАО и НЦ РАО

Уважаемые коллеги!

 Заявляйте свои темы научных исследований в план НЦ РАО РГППУ в соответствии с предложениями отделения образования и культуры РАО.

 

 

Предложения

отделения образования и культуры РАО

для совместной деятельности с РНЦ РАО и НЦ РАО

 

 

1.              Основополагающие принципы, цели и задачи государственной культурной политики определены в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.

Данный документ определил культуру как совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.).

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «Проект основ строился на новой мировоззренческой концепции, предлагал переосмыслить роль культуры, которую в последнее время привыкли воспринимать как часть социального блока или как работу учреждений культуры, чаще всего даже как сферу услуг досуга и развлечений. Такой узкий отраслевой подход не соответствует, конечно, ни задачам развития страны, ни запросам общества, ни требованиям времени. Мы не раз говорили с вами об этом.» (из выступления на совместном заседании Госсовета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 24 декабря 2014 года).

Необходимо подчеркнуть, что культура и искусство не оказывают социальных услуг, а в соответствии со своей миссией участвуют в создании, распространении, сохранении и освоении культурных ценностей, производят культурные блага и удовлетворяют культурные потребности населения и общества. Культура – не сфера услуг, а миссия и благо!

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры установлены в отдельной статье 17 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Таким образом, данный Федеральный конституционный закон четко отделяет сферу культуры от социальной сферы.

При этом согласно положениям Основ государственной культурной политики сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития является одной из основных задач государственной культурной политики.

Необходимо разработать новое законодательство о культуре, которое должно стать главным этапом реализации Основ государственной культурной политики, создать условия для реализации в стране единой культурной политики и, в том числе, ввести в гражданское законодательство особый организационно-правовой статус для государственных и муниципальных организаций культуры, который должен исключить возможность сведения деятельности этих организаций к оказанию услуг физическим и юридическим лицам. Это в полной мере касается и образования в сфере культуры и искусства.

 

2.              Фундаментальные основания педагогики искусства в контексте модернизации отечественного художественного образования.

Проведенные в 2017 году и будущие исследования в области художественного образования и эстетического воспитания концентрируются, в первую очередь, вокруг педагогики искусства. Традиции отечественной школы художественного образования и эстетического воспитания складывались на протяжении столетий, но наиболее активно начиная с первой половины XX века, когда в педагогической деятельности ее наиболее ярких представителей была раскрыта самобытность художественного творчества детей и молодежи разных социальных слоев, и роль искусства в духовном и гуманистическом воспитании.

Наиболее общие черты ведущих научных школ, которые получают развитие в исследованиях Отделения: Концептуальность, Научность, Художественность.

Концептуальность выражается, прежде всего, в подходе к художественному образованию как неотъемлемой и абсолютно обязательной части духовной культуры человека, когда взгляды человека на искусство не могут быть отделены от взглядов человека на жизнь.

Научность заключается, в первую очередь, в способе рассмотрения художественных и жизненных проблем методом, адекватным природе человеческого познания, вытекающим из природы и закономерностей искусства, что диктует необходимость формирования у школьников философско-эстетического мышления.

Художественность — наиболее общая черта научных школ. Она означает и как подход, продиктованный сущностью самого исследуемого предмета; и как принцип отбора содержания и методических основ его раскрытия; и как единство содержания и форм художественного образования.

Современные исследования:

«Научно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры»;

«Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления»;

«Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков»;

«Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий»;

«Содержание и механизмы модернизации художественного образования».

Исследования в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры» направлены на организацию учебно-воспитательного процесса, который позволяет ребенку понимать окружающий мир, формировать свою жизненную позицию, выбирать ценностные ориентирыпри восприятии и осмыслении традиций культуры своего народа и культур народов мира.

Концепции, учебники, программы, методические пособия, разрабатываемые в рамках проекта, нацелены на реализацию духовных запросов современного общества и направлены на изучениепедагогического и воспитательного потенциала традиционных культур, в том числе и в системе дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, духовно-нравственное развитие детей разных возрастных групп; изучение наследия традиционных культур народов России и их способности к адаптации к современным социально- культурным потребностям общества.

Конкретными и востребованными в практике результатами работы по этому проекту являются «Методические рекомендации по духовно-нравственному развитию учащихся на традициях народной культуры в системе основного и дополнительного образования». Этот результат зарегистрирован в Объединённом Фонде Электронных Ресурсов «Наука и Образование» (ОФЭРНИО, Институт управления РАО). Имеется Свидетельство о регистрации электронного ресурса, отвечающего требованиям новизны и приоритетности № 21444, дата регистрации 24 ноября 2015 г. В рамках проекта получено также Свидетельство и на электронный ресурс «Феномен традиционной культуры и его понимание» (Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 21972, дата регистрации 30 июня 2016 г.). Названные ресурсы внедрены в практику работы таких учреждений, как государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 46», Центр развития и образования (Республика Татарстан, г. Набережные челны).

Проект «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» объединяет ряд тесно связанных между собой проблем возрастных и индивидуальных особенностей развития современных детей и подростков.

В рамках проекта разработана Концепция изучения социокультурного развития современных детей на различных возрастных этапах, имеется Свидетельство об отраслевой регистрации произведения науки Российской академии образования (№ 0244 от 26 декабря 2014 г.).

Разработан Тезаурус основных понятий в сфере гуманитаризации образования, получено Свидетельство о регистрации электронного ресурса, отвечающего требованиям новизны и приоритетности (№ 21446, дата регистрации 24 ноября 2015 г.).

Создана База данных «Тестовые задания для выявления общего и эстетического развития детей» (Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2016621038, дата государственной регистрации в Реестре баз данных 01.08.2016 г.).

В результате проведенных исследований разработана база данных «Система диагностики эстетического развития детей», получено Свидетельство о государственной регистрации №2016621037, дата государственной регистрации в Реестре баз данных 01.08.2016 г.

Фундаментальные исследования по проекту «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков» направлены на определение психолого-педагогических основ развития художественной одаренности детей и подростков, разработку инновационных форм организации фестивально-конкурсного движения в разных видах искусства; изучение специфики художественно-творческого развития детей средствами музыки, изобразительного искусства, литературы.  

Одним из результатов исследований по этому проекту является разработанная методика «Изобразительное творчество детей в пространстве художественной культуры» (Свидетельство об отраслевой регистрации произведения науки Российской академии образования № 0245 от 26 декабря 2014 г.). Методика внедрялась в рамках сотрудничества с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Всероссийским центром художественного творчества.

Разработанная ФГБНУ «ИХОиК РАО» в 2016 году база данных «Система каталогизации международной коллекции детского рисунка 1896-2015 годов» (Свидетельство № 2016620851, дата государственной регистрации в Реестре баз данных 23.06.2016 г.)прошла апробацию и внедрена в практику работы Международного творческого общественного объединения «Союз педагогов-художников».

Исследования в рамках проекта «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий» направлены на разработку концептуальных основ и педагогических технологий приобщения детей и юношества к различным видам художественно-творческой деятельности средствами информационных и коммуникационных технологий, что обеспечивает эффективное развитие их художественной одаренности.

Одним из результатов исследований по этому проекту является диагностическая методика развития музыкально-творческого потенциала учащихся в процессе обучения на основе цифрового инструментария. Методика зарегистрирована в Объединенном Фонде Электронных Ресурсов «Наука и Образование» (ОФЭРНИО, Институт управления образованием РАО). Получено Свидетельство о регистрации (№ 21500, дата регистрации 03.12.2015 г.).

Результатом проведенных исследований в 2017 году стала разработанная база данных «Электронное музыкальное творчество», получено Свидетельство о государственной регистрации (№ 2017620968, дата регистрации в Реестре баз данных 24.08.2017). Данные результаты интеллектуальной деятельности внедряются в детских школах искусств России.

Результатами выполнения научных работ по данному проекту являются  научно обоснованные ориентиры при построении содержания и методов обучения по каждому из направлений художественной деятельности; значительное расширение контингента детей и юношества, вовлеченных в разнообразные виды продуктивного художественного творчества в рамках урочной и внеурочной деятельности; возрастание интереса детей и подростков к музыкальной, изобразительной, литературной деятельности и повышение художественного качества его продуктов; выявление одаренных детей и юношества в процессе проведения крупных образовательных проектов в сфере художественного творчества с применением информационных и коммуникационных технологий в различных городах России.

Приоритетное значение в рамках проекта «Содержание и механизмы модернизации художественного образования» имеют исследования в области совершенствования системы отечественного художественного образования, выявления содержательных линий преемственности на примере различных видов искусства и народного творчества, изучения влияния искусства на формирование духовно-нравственных ориентиров современного молодого поколения цифрового века.

По результатам исследований создана база данных «Инновационная модель и программа дошкольного образования «САД ДЕТСТВА», получено Свидетельство о государственной регистрации базы данных (№ 2016621036, дата государственной регистрации в Реестре баз данных 01.08.2016 г.). Инновационная модель и программа дошкольного образования прошла частичную апробацию и внедрены в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в дошкольных группах ГБОУ города Москвы «Школа № 875».

Разработаны «Тестовые задания по предмету «Музыка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений», получено Свидетельство о регистрации электронного ресурса, отвечающего требованиям новизны и приоритетности (№ 21410, дата регистрации 19 ноября 2015 г.; Объединенный Фонд Электронных Ресурсов «Наука и Образование», ОФЭРНИО, Институт управления образованием РАО). Результаты внедрены в практику работы Общеобразовательного отделения Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской.

Разработан Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство» (2016 – 2017).

В настоящее время Концепция прошла рассмотрение экспертным сообществом, стадию общественного обсуждения, идет процесс постепенного обновления содержания образования.

В 2017 году в рамках проекта решались задачи обобщения результатов фундаментальной разработки и апробации педагогической системы непрерывного художественного образования, разработки методических рекомендаций по ее реализации в практике. Исследования 2017 года подтвердили эффективность тех механизмов развития системы непрерывного художественного образования в учреждениях основного и дополнительного образования, которые соответствуют современной образовательной парадигме и отвечают на вызовы информационного общества. Это, в первую очередь:

наличие теоретических основ в непрерывном художественном образовании;

реализация единых педагогических принципов в образовательном процессе каждого уровня непрерывного художественного образования;

соответствие художественно-образовательного процесса используемым формам, методам и образовательными технологиям.

Разработана современная модель оценки качества общего художественного образования, основанная на принципах педагогики искусства (ассоциативность, вариативность, образность, импровизационность), с опорой на художественное восприятие, художественное познание, художественное творчество; учитывающая возрастные особенности детей, применение инновационных методов и приемов обучения, разнообразие их форм.

Применение разработанной модели в ходе промежуточного и итогового контроля позволит не только проследить процесс достижения планируемых результатов по предметам искусства в рамках начального общего образования и основного общего образования, но и динамику последовательного, разностороннего творческого развития детей в условиях общего художественного образования.

Разработаны теоретические основания концепции содержательного освоения ИКТ в практике основного и дополнительного художественного образования. Таковыми теоретическими основаниями являются: положения об образовании как целостном социокультурном феномене, данные овозрастных особенностях обучающихся и специфике восприятия искусства, антропологическая парадигма современного образования, принципы создания культурно-образовательной среды образовательной организации.

Определены основы внедрения ИКТ в практику художественного образования: возрастание роли информации в структуре современного образования, появление новых подходов к ее освоению обучающимися, акцентирование практического значения получаемых знаний, повышение ответственности педагогов за выбор средств воздействия на обучающихся.

Разработана технология развития одаренности учащихся на занятиях по классу электронных музыкальных инструментов на основе обращения к следующим видам деятельности: автокоммуникация, импровизация, композиция и исполнительство.

Путь совершенствования данных видов деятельности связан с движением от вспомогательного интонирования (музицирования «для себя») к его традиционным формам (музицированию «для слушателя»), что соответствует дидактическому правилу следования от простого к сложному. Диагностическая методика развития одаренности детей и юношества определяется по количественным и качественным показателям: числу созданных в классе электронных музыкальных инструментов творческих продуктов и достижению того или иного уровня их художественного качества, который определяется на основе экспертной оценки.

 

3.              О программе поддержки детского и юношеского чтения в стране.

Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 3 июня 2017 г. № 1155-р утвердило «Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, а также базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации и этапы реализации программы.

Положения настоящей Концепции нацелены на подрастающее поколение читателей и психолого-педагогические, культурные, экономические факторы, оказывающие влияние на его становление в условиях современной России.

Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.

Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны. Разработка и реализация программы - важный фактор социально- экономического развития страны с учетом силы влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения.

Основные положения настоящей Концепции соотносятся с главными государственными документами в области стратегического планирования и инновационного развития страны, культуры, образования, воспитания, семейной политики, информационной безопасности.

Актуальность проблемы детского и юношеского чтения в России определяется не только скоростью и качеством каналов обмена информацией, но и качеством самой информации, а главное - мерой ее освоенности всем обществом. В таком контексте ключевую роль играет чтение - важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет- ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством. Чтение имеет первостепенное значение: для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни. Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры.

Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире. Причины этой общемировой тенденции не исследованы в полной мере. Принято связывать их с глобализацией, повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений. Считается, что именно эти факторы обусловливают вытеснение чтения как незаменимого прежде источника социально значимой информации, снижение его культурного престижа.

Отдаленные последствия этой тенденции также не осмыслены, хотя острота проблем чтения, необходимость изучения факторов, порождающих эти проблемы, признаются повсеместно. В развитых и развивающихся странах обсуждаются необходимость и цели расширения и повышения качества читательской аудитории, объема, содержания и средств решения задач, стоящих в связи с этим перед соответствующими институтами.

Россия так же, как и другие страны, переживает кризисные процессы в чтении, в том числе детском чтении, приобщении детей и юношества к письменной культуре. Вместе с тем кризис чтения в России имеет свои особенности - как никогда прежде издается колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, в том числе для детского и юношеского возраста.

Однако этот культурный эффект ослабляется целым рядом таких факторов, как отсутствие интереса к чтению у значительной части населения (в том числе у молодых родителей), неразвитость инфраструктуры книжной торговли, бедность значительной части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных городах, особенно в так называемых депрессивных регионах), отсутствие эффективной системы навигации в литературном потоке, должного уровня экспертизы книг, особенно для детей и юношества, а также другие факторы.

В вопросах приобщения детей и юношества к чтению важен весь комплекс художественной, учебной, развивающей, познавательной, научно-популярной детской литературы. Такая литература является фундаментом детского образования. Между тем в России у детской и юношеской аудитории выявляется существенный спад интереса к познавательной литературе. Выпускаемая детская печатная продукция адресуется в основном дошкольной аудитории. Крайне неразвитым остается региональное книгоиздание для детей.

Необходимо создание полнотекстовых электронных ресурсов детской литературы, предусматривающее решение проблемы, связанной с сохранением доступности детей и юношества к лучшим образцам детской литературы в популярном цифровом формате. Влияние современной информационной среды на ситуацию с чтением следует признать неоднозначным. Во всем мире реальностью стало изменение практик чтения - от чтения на бумаге к чтению на экране (все чаще на экране мобильных устройств) и использование медийных продуктов в общем образовании, однако научного понимания процессов, последствий и рисков раннего приобщения детей к электронной культуре не сформировано.

В Российской Федерации не хватает специалистов по детской литературе и недостаточно развита литературная критика и библиография в области литературы для детей и юношества. Все это свидетельствует о необходимости принятия на уровне государства комплекса целенаправленных мер по поддержке детского и юношеского чтения как основы общей и профессиональной культуры будущих поколений населения нашей страны, как средства повышения ее человеческого капитала. Для решения этой масштабной, многоаспектной, междисциплинарной и межотраслевой задачи необходима разработка и реализация соответствующей программы как комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер политического, управленческого, организационного, нормативно-правового, экономического, образовательного, просветительского, научно-исследовательского, научно- методического и информационно-медийного характера.

Программа, основанная на положениях настоящей Концепции, должна быть разработана и утверждена в 2017 году. Реализация программы должна начаться в 2018 году.

Реализация программы предусматривается в 3 этапа: I этап (2018 год): проведение комплексных научных исследований, которые позволят получить актуальную информацию и провести научный анализ ситуации в сфере детского и юношеского чтения; определение количественных и качественных уровней владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и разработка на этой основе системы классификации читательских компетенций; разработка методических рекомендаций для реализации в 2019 - 2020 годах начальной стадии программы. II этап (2019 - 2020 годы): определение моделей внедрения разработанных методических рекомендаций; организация внедрения методических рекомендаций в нескольких пилотных регионах и институтах поддержки и развития чтения; анализ полученных результатов. III этап (2020 - 2026 годы) - реализация программы на территории всей страны и во всех институтах поддержки и развития чтения.

Программа носит междисциплинарный, межотраслевой и межведомственный характер. Уже на этапе ее разработки на основе положений настоящей Концепции к реализации программы предусматривается привлечь специалистов, обладающих самой высокой квалификацией в различных областях научного знания (культурологи, социологи, философы, лингвисты, психологи, физиологи и другие специалисты). Также предполагается привлечь специалистов в области преподавательской и культурной деятельности (прежде всего библиотечной), книгоиздания, книгораспространения, медийной сферы, чей опыт управления и мониторинга социокультурных процессов в масштабах страны, а также уровень гражданской ответственности соответствуют возможности решать крупномасштабные социальные и культурные проблемы.

В Российской Федерации проживает 193 народа. По данным ЮНЕСКО, языки 136 из них переживают системный кризис: 23 языка находятся в критическом состоянии, 29 – в опасном. 49-ти грозит исчезновение, а убыхский и алеутский уже вымирают.

По данным Министерства образования и науки РФ лишь 24 из 193 языка преподаются в школе на регулярной основе, 73 изучаются факультативно, остальные 96 не изучаются вообще.

 

Новые для РАО направления исследований (2018 и последующие годы).

1.              Культурвитализм как основа образования XXI века, социального качества основных сфер общества.

Развитие, исследование ученых научной школы профессора, члена-корреспондента РАО, доктора социологии С.И. Григорьева (регистрационный № 96-15-98629 1998 года) «Социология жизненных сил человека», реализация им ряда проектов начала XXI века под эгидой НОЦ «Культура – основа качества образования…» Международного фонда славянской письменности и культуры, а также Института художественного образования и культурологии РАО, Всероссийского центра уровня жизни, Исследовательского комитета социальной квалиметрии Российской социологической ассоциации и ноосферной общественной академии наук позволили получить стратегически значимые результаты концептуального и прикладного характера, создавшие основу возникновения культурвитализма как современной социогуманитарной метатеории, виталистской социологии и виталистской культурологии, а также целый ряд отраслевых, специальных социологических и культурологических теорий виталистского характера: виталистской социологии образования, виталистской социологии культуры, виталистской социологии конфликта, виталистской социологии молодёжи, виталистской социологии регионального управления и др.

Всё это сегодня востребовано проблематикой обеспечения безопасности жизни человека и общества, которая актуализирована во второй половине ХХ века прежде всего изобретением оружия массового поражения различных видов (химического, биологического, ядерного), развитием производства, техногенными последствиями этого развития, а также достижениями науки, позволяющими воздействовать на генотип современного человека, его социальную, социокультурную генетику. При этом немало проблем создала и революция в информационно-коммуникационной сфере, что связано с созданием компьютеров, интернета, массовым распространением мобильных телефонов.

Всё это во многом по-новому определяет развитие современного человека и общества, их жизнь, сочетание в ней феноменологического, уникального и технологического, стандартизированного, а также глобального, интернационального и национального, регионального, общественного и личностного, корпоративного и семейно-бытового, социально-исторического, социогенетического и актуально-сетевого, повседневно-прагматического. Сохранение жизни человека и общества, как никогда в прошлом, потребовало обеспечения культуры бытия, деятельности людей во всех основных сферах общества, развитости всех основных форм общественного сознания.

Данная проблематика наиболее основательно, целостно, точно была означена у нас в России рубежа ХХ-ХХI веков, прежде всего, учёными научной школы профессора С.И. Григорьева, где возник культурвитализм как интегративная современная социогуманитарная метатеория, связанная органично с естественнонаучным и математическим, информационно-статистическим знанием, со всеми основными формами общественного сознания: мифологией и религией, искусством и философией, идеологией и моралью, наукой и массовым, обыденным сознанием. При этом возникли и получили плодотворное развитие многие специальные социальные и гуманитарные дисциплины, связанные с культурвитализмом, обеспечением безопасности жизни, благополучия. Безопасность жизни современного человека и общества средствами социокультурного воздействия, развитость культуры бытия людей во всех основных сферах общества (основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖД), основы безопасности труда, социальная работа, социальная педагогика, социология девиаций, социология конфликта, библиотерапия, социальная логотерапия и др.) стали главными в управлении.

2.              Количественно-качественная оценка системы подготовки профессорско-преподавательского состава, основанная на принципах идеолого-образовательной логистики (ИОЛ).

Целью исследования является анализ основных факторов, влияющих на оценку дееспособности государственно-образовательной политики в системе замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также всеобъемлющий контроль за системой подготовки выпускников вузов в соответствии с выбранной политикой по развитию государства как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе в международном аспекте.

Задачи исследования:

- определить и исследовать основные закономерности регулирования целевых установок, влияющих на образовательную политику в системе высшего образования в условиях глобализации;

- выявить проблематику совершенствования воспроизводства образовательного потенциала вузов с учетом культурной и научно-системной идентичности;

- исследовать основные ценности (приоритеты) государственно-образовательной политики по странам в системе глобализационных взаимодействий;

- конкретизировать ценностные ориентиры национальных культур, влияющих на формирование образовательной политики в системе высшего образования, непосредственно и косвенно находящейся под влиянием глобальных вызовов по регулированию высококвалифицированного рабочего потенциала в системе мировой занятости;

- разработать методологические основы концепции по оценке государственно-образовательной политики, основанной на количественно-качественной модели идеолого-образовательной логистики по контролю за системой подготовки профессорско-преподавательского состава для работы в вузах;

- разработать методологические основы концепции по оценке государственно-образовательной политики, основанной на количественно-качественной модели идеолого-образовательной логистики по контролю за системой подготовки выпускников вузов с дальнейшим их трудоустройством в соответствии с выбранной политикой по развитию государства как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Объект исследования – система государственно-образовательной политики отдельных государств по регулированию качества высшего образования.

Предмет исследования – факторы, структуры, системы, модели и основные направления трансформации образовательной политики, отвечающей за соответствие реализации качественного высшего образования с учетом замещения профессорско-преподавательского состава в вузах коллирирующегося с контролем по трудоустройству молодых специалистов с принятой программой (краткосрочной и долгосрочной) по развитию государства.

Реализация целей и задач исследования определила результаты научной новизны: выявлено, что в историко-культурной и политико-образовательной концепции получения высшего образования необходимо придерживаться гибкой и динамично развивающейся системы контроля качества подготовки профессорско-преподавательского состава в вузах, основанной на идеолого-образовательной логистике, где будет определена многофакторность процессов по самоидонтификации государственно-образовательной политики, отвечающей как за качество высшего образования, так и за трудоустройство выпускников вузов.

Предложенная формула для расчета качества реализуемой государственной политики в системе образования по координированию подготовки профессорско-преподавательского состава для работы в вузах.                                         

Формула здесь: /sites/default/files/pictures/2017-12-28_01-49-18.png

                                                                                                                                          Дёмин Вадим Петрович,

академик-секретарь отделения образования и культуры РАО