Проект «Профессионалитет» в центре внимания ученых

В РГППУ в 27-й раз прошла, организованная при поддержке Научного центра РАО на базе РГППУ,  Международная научно-практическая конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». Она собрала участников из нескольких десятков городов России.

       Директор Научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования РГППУ Владимир Анатольевич  Федоров отметил уникальность подходов в подготовке педагогов для СПО. Она требует интеграции двух направлений – отраслевого и психолого-педагогического. Новые вызовы времени диктуют пересмотр системы СПО: во многих сферах обозначен тренд на универсальность, происходит укрупнение специальностей, когда 5-6 направлений объединяются в одно.

       Целый ряд факторов, влияющих на систему образования, обозначил и. о. проректора по воспитательной работе и молодежной политике РГППУ, заместитель руководителя НЦ РАО РГППУ,  Антон Игоревич Лыжин. В их числе – новый технологический уклад, стремительно меняющиеся запросы рынка труда, резко возрастающая конкуренция в сфере образования в связи с развитием онлайн-платформ. Современные тенденции нашли отражение в федеральном проекте «Профессионалитет», предусматривающем кардинальную перестройку системы СПО. Интенсификация процесса обучения будет базироваться на новых подходах в образовании, имеющих под собой научно обоснованную базу. В процесс обучения будут интегрироваться новые знания из разных областей науки, которые повысят скорость и качество усвоения информации.

         Продолжил эту тему Владимир  Игоревич Блинов, директор Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. Он подчеркнул, что для сокращения сроков обучения при сохранении качества усвоения знаний необходимо четко выстроить соотношение общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального циклов. В частности, гипертрофированное расширение профессионального цикла снижает уровень функциональной грамотности. Не следует допускать перегибов и в сторону контрольных мероприятий. По статистике на это отводится 20-25 % учебного времени, при этом эффективность весьма условна. Совокупность факторов говорит о необходимости индивидуализации, к примеру, учитывать работу студента по профессии как производственную практику. В каждом случае это будет своя траектория учебного процесса, предполагающая дифференциацию групп.

      В свою очередь член-корреспондент РАО Владислав Владиславович Сериков представил доклад на тему эффективного овладения профессионально деятельностью (на примере деятельности педагога). Он обозначил несколько составляющих понятия компетентности, в их числе: осмысленность, знание научных основ, постоянное саморазвитие и опора на опыт, позволяющий выполнять свои профессиональные обязанности даже в негативных и постоянно меняющихся условиях. Основная миссия педагога – научить учиться: отбирать и усваивать информацию самостоятельно. Подготовка педагога профессионального обучения имеет свои особенности, так  как он должен обладать «бинарной» готовностью – владеть  профессией и знать, как привести к ней.

       Айрат Илдарович Сатдыков, заместитель директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС  представил экономическую модель реализации образовательных программ в рамках проекта "Профессионалитет". Опираясь на исследования специалистов (Г. Беккер  и др.)  он показал, что в рамках теории человеческого капитала подготовка рабочей силы – это инвестиция в человеческий капитал. Предприятия получают выгоду от вложения в обучение работника за счёт того, что его производительность после обучения растёт в несколько раз больше, чем прирост заработной платы. Предприятиям   становится выгоднее обучить сотрудника внутри предприятия, чем  нанять его на рынке.

        Построение (совершенствование) целостной теории  профессионально-педагогического образования стало предметом  выступления  члена-корреспондента РАО Петра Федоровича Кубрушко. Он подчеркнул, что принципиальное значение имеет положение о недопустимости прерогативы первичности или доминантности отраслевого или педагогического компонентов в содержании ППО. Каждая из этих двух сторон ППД в силу своей безусловной  функциональной обязательности  не может быть первичной, либо вторичной. В содержании ППО они должны рассматриваться только сбалансированно, включая их общие и  специфические составляющие.

     Обсуждение актуальных вопросов реализации проекта «Профессионалитет» продолжилось  на секциях конференции. Член-корреспондент РАО, научный руководитель НЦ РАО РГППУ ,  Эвальд Фридрихович Зеер выступил с докладом "Актуальные проблемы модернизации (обновления) профессионального и профессионально-педагогического образования". Он представил модель психолого-педагогических условий подготовки профессиональных кадров в рамках  профессионалитета. Главным, как считает Э.Ф.Зеер, должен стать переход к персонализированному обучению.

     В рамках секций участники конференции также   представили результаты исследований  по вопросам содержания профессионального и профессионально-педагогического образования в условиях реализации ФГОС и профессиональных стандартов; опыт пименения современных информационных и коммуникационных технологий; прогнозирования социально-профессиональной успешности; совершенствования систем менеджмента качества.

        Второй день конференции был посвящен работе с аспирантами и соискателями. Активно обсуждались логика и методология, а также критерии  качества  диссертационного исследования.