Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
28 апреля на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) состоялся международный научно-практический семинар «СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕЛИЗАЦИИ», на котором ученые двух стран обсудили возможности современного профессионального образования в развитии и актуализации креативного потенциала студентов и педагогов в России и Узбекистане.
С вступительным словом к участникам обратилась заведующая кафедрой профессиональной педагогики и психологии РГППУ Надежда Олеговна Садовникова. Она поблагодарила коллег из Узбекистана за активное участие в работе и отметила, что проведение совместных научных семинаров ученых России и Узбекистана становится хорошей традицией.
Доктор философских наук, профессор, ученый секретарь НЦ РАО РГППУ Людмила Михайловна Андрюхина в докладе «XXI век: востребованная креативность» представила анализ известных моделей компетенций будущего, а также результаты опросов крупнейших компаний – работодателей России, и показала, что креативность становится одним из ключевых видов компетенций. Появление и рост количества открытых инноваций, развитие креативных индустрий, процессы конвергенции технологий, развитие робототехники уже сегодня формируют новый социальный, и в том числе образовательный ландшафт, в котором креативность перестает быть роскошью, доступной лишь единицам, но становится необходимостью для всех (М.Чиксентмихайи).
Профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ, доктор педагогических наук, профессор Светлана Леонидовна Фоменко в своем докладе «Цифровая образовательная экосистема как инновационная среда творческой самореализации студента» обосновала, что вариантом ответа на формирующиеся вызовы образованию может стать использование экосистемного подхода. Цифровая образовательная экосистема позволяет организовать процесс обучения как выстраивание персональной образовательной траектории обучающегося. Именно это и поможет решить проблему формирования новых, востребованных уже сегодня в обществе составляющих креативности человека, таких как: ориентация на развитие умения учиться и переучиваться, адаптироваться к различным ситуациям с использованием многовариантных образовательных форматов, сетевая компетентность, компетенции проектной деятельности, компетенция к непрерывному личностному саморазвитию, риск-ориентированное целеполагание и т.д.
Большой интерес вызвал доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры профессиональной педагогики и психологии РГППУ Ринада Хакимулловича Исхакова «Волонтерское движение как форма творческой самореализации студенческой молодежи». Он показал, что практика волонтерского движения в нашей стране демонстрирует широкий диапазон возможностей для развития и творческой самореализации личности студента. Она развивает инициативность и умение находить решения в нестандартных ситуациях, учит нести ответственность за совместное взаимодействие; развивает коммуникативные способности и лидерские навыки, организованность и самодисциплину; развивает проектную культуру и проектное мышление; учит делегировать полномочия. Приобретая многообразный опыт взаимодействия с людьми, опыт социальной работы, поддержки человека в подчас труднейших жизненных ситуациях, студенты постигают такую, казалось бы простую, истину: «Помогаешь измениться другим – изменяешься сам».
Алена Валерьевна Молоднякова, доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) РГППУ), директор ООО «АВСПАНТЕРА» (отечественный производитель учебного оборудования, включая цифровые) познакомила с отечественным образовательным решением (автором-разработчиком которого она является) - компьютерно-игровым комплексом «LigroGame» как педагогической технологией и современной STEAM-средой для развития креативности и раннего инженерного образования детей на компьютерных 3D-технологиях (3D моделирование, аддитивные технологии и технологии виртуальной реальности).
Дети, начиная с дошкольного возраста, получают уникальный опыт по преобразованию предметной среды продуктами своих идей и творчества на основе современных инженерных практик 3D-технологий. «Компьютерно-игровой комплекс «LigroGame» реализуется в дошкольных образовательных учреждениях Урала, а также в Москве и Московской области. Он включен в Реестр лучшего учебного оборудования и средств обучения (включая цифровые), сформированный по итогам Конкурсного отбора лучшего отечественного учебного оборудования и средств обучения (2020).
«Придумывай – моделируй – создавай – играй» - это шаги развития творческого мышления детей в современной конвергентной среде.
Хорошо известно, что студентам необходимы модели креативного поведения. Творческая личность способна на многое, если находит отклик близкой души. Поэтому так важно, чтобы педагог был человеком творческим и постоянно развивал свой креативный потенциал. О развитии профессионально-педагогического потенциала педагогов говорили коллеги из
Регионального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Самаркандской области (Узбекистан, Самарканд).
Дилбар Халимовна Алимова, доцент кафедры методики преподавания языков Регионального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Самаркандской области, рассказала о том, что постоянное развитие системы повышения квалификации педагогов в Узбекистане оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности обучающихся, становление личности в целом. Она показала это на примере развития ключевых компетенций учителей и преподавателей русского языка как иностранного. В Узбекистане растет интерес к изучению русского языка. При этом придается большое значение использованию в педагогической практике, наряду с апробированными средствами, оригинальных подходов к решению задач, их успешной реализации педагогом в своей деятельности. Преподавание русского языка и литературы это источник и основа развития взаимопонимания между нашими народами..
Фируза Ботуровна Нарзикулова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология и образовательные технологии» Регионального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного Образования Самаркандской области обратилась к вопросам профессионально-имиджевого потенциала современного педагога. Она подчеркнула, что масштабные преобразования в Республике Узбекистан, происходящие трансформации в образовании предъявляют обновлённые требования к профессиональному уровню, индивидуально-психологическим особенностям педагогических кадров. В докладе была представлена, разработанная учеными Узбекистана, модель структуры профессионально-имиджевого потенциала педагога. Профессионально-имиджевый потенциал педагога выполняет не только функцию самопознания, самовыражения и саморазвития, но и обеспечивает установление гармоничных отношений с обучающимися, что приобретает особое значение, когда речь идет о развитии их креативного потенциала.
Семинар организован кафедрой профессиональной педагогики и психологии Института психолого-педагогического образования РГППУ и педагогами Регионального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Самаркандской области (Узбекистан, Самарканд) совместно с Научным центром РАО РГППУ. В мероприятии участвовали более 40 человек, среди которых ученые и педагоги-практики, специалисты в области управления образованием, магистранты и аспиранты России и Узбекистана.