СОСТОЯЛАСЬ II-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ»

         22 января  в  Екатеринбурге состоялась  II-я  Международная  научно-практическая конференция «Непрерывное образование: теория и практика реализации».

     Состав участников, принявших очное и заочное участие в конференции, продемонстрировал междисциплинарный статус и   международный уровень проблем, предложенных для обсуждения, а также высокий интерес к ним современного научного сообщества. Организаторами конференции стали  Институт непрерывного образования РГППУ (директор, кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Ломовцева) и Научный Центр  РАО РГППУ. Программный комитет конференции возглавил доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, ректор РГППУ, директор НЦ РАО  РГППУ Е.М. Дорожкин.  

       В работе  конференции  приняли участие  114 человек, среди которых  ученые и педагоги - практики из  Казахстана, Таджикистана, Узбекистана  и регионов Российской Федерации.  Среди участников конференции были  не только известные в своих областях ученые - профессора и доценты, но и  магистранты и аспиранты.  В ходе  конференции состоялось плодотворное обсуждение современного состояния и перспектив дальнейшего развития теории и практики непрерывного образования как условия устойчивого развития личности и общества.

       Выбранный формат конференции – научная сессия с последовательным обсуждением основных тематических докладов  - позволил  сформировать междисциплинарное поле обсуждения, глубже  рассмотреть вопросы, требующие  интеграции  позиций  ученых и педагогов практиков, различных субъектов процесса образования.

        Доклад доцента Н. Ломовцевой «Основные аспекты развития цифрового образования  (на примере РГППУ)» задал основную линию дискуссии. Докладчик  раскрыла  особенности образования в эпоху цифровой экономики, нормативные основания цифровизации образования, а также  познакомила с концепцией развития цифрового образования в ФГАОУ ВО РГППУ и практикой ее реализации.  Н. Ломовцева отметила, что  в декабре 2018 года ей довелось участвовать в  заседании Бюро отделения  профессиональной образования РАО, где с докладом «Цифровая дидактика – современный тренд развития образования» выступила академик РАО И.В.Роберт. Это  содействовало  более глубокому осмыслению тех задач, которые предстоит решать в процессе цифровизации образования.

       Тема цифровизации образования  стала предметом активного обсуждения. Она была представлена, как в материалах конференции (Н.   Климова, А.Малыгин, Е Неупокоева, Н.Никонова,  Л.Плаксина, А.Токарь, В. Третьякова, А. Усманов, О.Ушакова и др.), так и  в устных выступлениях.  А. Сергеева (ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум», Екатеринбург)   подняла проблемы подготовки и переподготовки кадров для цифровой экономики, и прежде всего кадров педагогических.  О противоречиях  в цифровизации высшего образования говорила С. Логинова (ФГАОУ ВО «РГППУ», Екатеринбург). Она выделила основной парадокс современной информационной ситуации в обучении: несмотря на  растущую  информационную грамотность, студент не может отобрать необходимое и достаточное количество источников информации. В таких условиях одной из главных задач педагога является научить студентов учиться: извлекать необходимую, отсекая ненужную (излишнюю) информацию,  осмысленно ориентироваться во  все возрастающем ее потоке.

       Второй темой обсуждения стал  вопрос идентификации  и самоидентификации  субъектов  непрерывного образования в условиях изменяющейся образовательной и социальной среды. Обсуждались такие аспекты этой темы как: «образ Я» студентов  в процессе проектирования личностного и профессионального будущего (И. Курочкина);  воспитание самостоятельности обучающихся колледжа (И.Гомбоева); новый образ ремесленника как субъекта обучения (Е. Бычкова); формирование транспрофессиональных компетенций педагогов  (С.Котова, И.Хасанова);  духовно-нравственные ценности (Н.Ронжина, Н.Церковникова); антикорупционное мировоззрения личности, акмеология и андрагогика субъекта образования (А. Бугров,   И.   Девятовская, О. Балалиева, О Суйкова, Е. Федотова и др.)   Проф. Л.Андрюхина  поставила вопрос о креативности как результате непрерывного образования и как условии его воспроизводства и развития. В материалах и сообщениях участников подчеркивалось,  что непрерывное образование  во все большей степени должно осмысляться как пространство для формирования готовности к профессионально-творческой деятельности (А.Киселева, Н.Чапаев, В.Леднев и др.)

        Третий цикл развернувшейся дискуссии сконцентрировался вокруг обсуждения темы «Инклюзивное образование людей с ограниченными возможностями здоровья», которую представила в своем обстоятельном  докладе Т. Падерина (МБОУ средняя общеобразовательная школа № 107, Екатеринбург). По мнению участников конференции, внедрение инклюзии в образовании повлечет за собой кардинальную перестройку системы образования, как общего, так и профессионального. Вероятнее всего в образовании должны произойти не только организационные изменения, такие как внедрение в штат образовательных организаций психологов, логопедов, дефектологов, воспитателей, тьютеров; но и изменения нормативные,  финансовые и архитектурные. В  обсуждении темы  очно и заочно приняли участие О. Акимова, М. Капшутарь, Н.  Куткина, Т.Салимов, Ю   Симанкова,             Я. Изюрова, Д.Смирнова., Э.Киреева и другие.

     По итогам конференции готовится к изданию сборник научных материалов,  уже сейчас насчитывающий 83  статьи. Электронная версия сборника   будет размещена в научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) и включена в Российский индекс научного цитирования РИНЦ.