Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
28 апреля состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования: нормативные, методические и технологические вопросы организации». Семинар проходил на платформе «Мираполис» с параллельной трансляцией на канале Youtube.
Семинар организован кафедрой профессиональной педагогики и психологии РГППУ при поддержке Окружного методического объединения ПОО УрФО по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ и Научного центра РАО на базе РГППУ.
Открыл работу семинара и.о.ректора РГППУ Антон Игоревич Лыжин.
Ведущая семинара, заведующая кафедрой профессиональной педагогики и психологии РГППУ, канд. психол. наук, Надежда Олеговна Садовникова отметила, что актуальность темы семинара сегодня возрастает, и это связано с развитием инклюзивного образования, с необходимостью обновления форм работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, с подготовкой обучающихся к конкурсам WorldSkills и Абилимпикс, с переходом на дистантные формы обучения в связи с пандемией, и в целом с инновационными изменениями образовательной среды в условиях перехода к цифровой экономике. Особенно это значимо для системы среднего профессионального образования.
Светлана Леонидовна Чешко, руководитель регионального центра развития движения "Абилимпикс", председатель Окружного методобъединения (ОМО ПОО УрФО), в начале своего выступления подчеркнула, что внимание к вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся обусловлено, согласно законодательству Российской Федерации, необходимостью решения задачи реализации права каждого на доступное и качественное образование. Она познакомила участников семинара со статистической информацией по различным аспектам обеспечения психолого-педагогического сопровождения, с системой психолого-педагогического сопровождения в профессиональных организациях Уральского региона.
Людмила Михайловна Андрюхина, профессор, доктор философских наук, ученый секретарь Научного центра РАО на базе РГППУ, отметила, что практика психолого-педагогического сопровождения должна выстраиваться на научных основаниях. Российский государственный профессионально - педагогический университет имеет давнюю историю сотрудничества с Российской академией образования. Академики РАО Евгений Викторович Ткаченко и Геннадий Михайлович Романцев, основатели научных школ в области профессионального и профессионально-педагогического образования, в разное время возглавляли РГППУ в качестве ректоров, и под их руководством университет стал опорным вузом России по профессиональному и профессионально-педагогическому образованию. При РГППУ в 2000 году было создано Уральское отделение РАО. РГППУ одним из первых в России развернул подготовку педагогов-психологов для среднего профессионального образования. После реорганизации РАО преемником Уральского отделения стал научный центр РАО на базе РГППУ. Л.М.Андрюхина рассказала о направлениях научных исследований центра, познакомила с реализуемыми центром научными проектами и пригласила участников семинара стать партнерами в новом проекте НЦ РАО РГППУ «Социально-психологическое сопровождение обучающихся в системе СПО: профессиональный диалог».
В докладе Надежды Олеговны Садовниковой была представлена система организации социально-психологической службы в профессиональных образовательных организациях. Нормативно-правовые основания работы педагога психолога в профессиональном образовании были раскрыты в докладе канд. психол. наук, доцента РГППУ Натальи Геннадьевны Церковниковой.
После обсуждения научно-теоретических, нормативных и методологических аспектов темы участникам семинара были предложены кейсы практической реализации психолого-педагогического сопровождения в профессиональных организациях Урала.
О проектировании индивидуальной траектории сопровождения обучающегося рассказала канд. психол наук, доцент РГППУ, Марина Анатольевна Воробьева. Анна Викторовна Якимова, методист ГАПОУ СО "Камышловский педагогический колледж", познакомила с опытом колледжа по комплексному сопровождению подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к педагогической деятельности.
Татьяна Сергеевна Набиулина, педагог-психолог отдела инклюзивного образования ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им П.П. Аносова», рассказала об особенностях психологического сопровождения студентов с нарушением слуха и речи. Система информирования и психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова» была представлена в докладе Светланы Анатольевны Морозовой, канд. пед. наук, Почетного работника СПО РФ, директора колледжа.
В научно-практическом семинаре приняло участие 145 человек, среди которых преподаватели, педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы, методисты, мастера производственного обучения, руководители профессиональных образовательных организаций Москвы, Крымского федерального округа (Симферополь), Центрального федерального округа (Брянск Кострома, Новоусманск, Тобольск); Северо-западного федерального округа (Арзамас, Северодвинск, Череповец); Южного федерального округа (Волгоград, республика Калмыкия, станица Григорополисская); Северо-Кавказского федерального округа (Дербент), Приволжского федерального округа (Глазов); Уральского Федерального округа (Алапаевск, Баранчи, Заводоуковск, Златоуст, Екатеринбург, Ирбит, Каменск-Уральский, Камышлов, Карпинск, Качканар, Красноуральск, Курган, Нижний Тагил, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Реж, Салехард, Серов, Тюмень, р.п. Голышманово, Тюменской области, Челябинск, Югра, п. Восточный); Сибирского федерального округа (Бийск, Горно-Алтайск, Иркутск, Новокузнецк), Дальневосточного федерального округа (республика Саха, Южно-Сахалинск).
Видеозапись научно-практического семинара на канале Youtube https://youtu.be/bS0HDfTt2Fc