Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Как подготовить педагогов для техникумов и колледжей, способных обучить рабочие кадры, высоко востребованные в современных экономических реалиях? Этот вопрос обсуждался 19 мая в ходе Уральской педагогической мастерской (второй региональной научно-практической конференции на базе РГППУ, посвященной перспективам кадрового обеспечения системы профессионального образования, проходившей в активном формате, соединившем научные доклады и работу педагогических мастерских). Уральская педагогическая мастерская собрала экспертов из Москвы, Екатеринбурга и других городов России. Она была организована при поддержке НЦ РАО РГППУ, с участием специалистов. министерства просвещения Российской Федерации и министерства образования и молодежной политики Свердловской области.
Актуальность темы подчеркнул Виктор Неумывакин, директор Департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ. По его словам, уже давно не стоит вопрос престижа рабочих профессий: они вызывают большой интерес в среде абитуриентов и открывают карьерный путь во многих крупных компаниях. На первый план выходит качество образования, и главная фигура в данном процессе — педагог, мастер производственного обучения.
«Дан старт доброй традиции Уральской педагогической мастерской, и мы готовы ее поддерживать, — обратился к собравшимся заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Зеленов. — Мы возлагаем большие надежды на тех, кто приходит в образовательные организации делиться своими знаниями и умениями с молодым поколением. Если это делать не только с усердием, но и с любовью, тогда будешь услышан и увидишь результат».
Ключевые векторы обновления содержания подготовки педагогов СПО представил и. о. ректора РГППУ, руководитель НЦ РАО РГППУ Валерий Дубицкий. Особенность современной эпохи предполагает выработку навыков планирования в условиях неопределенности, когда социально-экономическая обстановка подвержена постоянным изменениям, продиктованным как логикой исторического развития, так и различного рода коллизиями.
«Содержание подготовки педагогов необходимо пересматривать с учетом новых вызовов современного мира, — подчеркнул Валерий Дубицкий. — Наш университет может и должен быть в авангарде этого движения. Вектор сдвигается от теории к практико-ориентированному подходу. В РГППУ срез этой работы продемонстрировала акселерационная программа, предусматривающая изобретение инновационных продуктов с прицелом на коммерциализацию. Успешная практика развития проектного мышления у студентов будет растиражирована в рамках большинства образовательных модулей университета».
Также и. о. ректора подчеркнул необходимость повышения мотивации у обучающихся, создания условий для развития творческого мышления, раскрытия потенциала, персонифицированного подхода к студентам. Все это возможно только при условии внедрения в образовательный процесс достижений современной науки: от цифровых до когнитивных технологий. Также при модернизации системы СПО большое внимание необходимо уделить формированию идеологии нового поколения, базирующейся на основных духовно-нравственных ценностях.
О результатах исследования дефицита компетенций у преподавателей в системе СПО рассказал Антон Коновалов, директор Научно-образовательного центра ИПКОСПО. Эта работа проводится на базе колледжей-участников федеральной программы «Профессионалитет», запустившей процесс модернизации системы СПО. Согласно результатам исследования по специальной методике РГППУ, больше всего пробелов оказалось в педагогической деятельности, связанной с обновлением учебно-методической литературы, диагностикой характеристик и потребностей студентов, продвижением результатов научно-исследовательской работы. Также требует более основательного подхода подготовка обучающихся к конкурсам профмастерства, патентование разработок и взаимодействие с работодателями. В личностном портрете педагога была отмечена повышенная чувствительность к переменам и, как следствие, негативное их восприятие, а также спонтанность принятия решений.
Отдельного внимания заслуживает тема подготовки производственников в системе СПО. Тенденции в этом направлении обрисовал Владимир Блинов, директор Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (Москва).
«Хочу отметить, что далеко не в каждом регионе есть производственная мастерская, подобная этой. Надеюсь, опыт РГППУ будет распространен и в других территориях», — отметил Владимир Блинов.
По его словам, сложность перестройки системы СПО в том, что к педагогу предъявляются очень высокие квалификационные требования, по сути, он должен уметь все: свободно владеть как теоретической базой, так и широким спектром практических навыков. Необходимо переломить старое стереотипное мышление, в основе которого — принудительная образовательная практика, когда дети учатся из-под палки. Новый опыт должны закладывать педагоги будущего, начиная с формирования осознанного отношения к любимому делу, себе как профессионалу и к детям.
Проблему синхронизации образовательной деятельности с запросами бизнеса поднял Сергей Гиль, руководитель группы проектов «Карьера в России» (Москва). Главное заблуждение в профессиональной образовательной среде заключается в том, что запрос от работодателя на подготовку специалистов должен выражаться просто в цифрах. Между тем на сегодня три четверти крупных компаний досконально формулируют свои потребности, более того имеют собственные стратегии по подготовке кадров. Следовательно, оптимальным будет ориентироваться на средний и мелкий бизнес, который составляет 80% от общего числа предприятий. Но в случае их заинтересованности в сторонней подготовке кадров встает другая проблема: жизненный цикл таких небольших компаний в среднем 3 – 4 года, и он не соотносится со стандартными сроками обучения квалифицированных рабочих.
По ключевым темам была организована работа мастерских, участники которых искали пути решения проблемных вопросов. Подробнее с материалами конференции можно познакомиться на сайте https://edworkshop.ru