Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Ученые Российской академии образования под руководством академика РАО, научного руководителя лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимира Самуиловича Собкина создали «портрет» российского аспиранта.
Выводы исследователей основаны на данных анонимного анкетного опроса, в котором приняли участие 803 учащихся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой ученых в области наук об образовании, а также педагогических вузов Российской Федерации. Целью исследования, которое продолжалось с 2018 по 2021 год, стало изучение особенностей социального самочувствия аспирантов.
Анализ удовлетворенности обучением в аспирантуре показал, что более половины респондентов считают программу обучения оптимально выстроенной. Каждый пятый отмечает, что она избыточна и могла бы быть сокращена, 11,2% характеризуют программу как недостаточную. Более половины аспирантов позитивно оценивают соответствие программы обучения современному состоянию науки, но также каждый пятый опрошенный считает, что «программа обучения содержит много устаревшего материала и нуждается в обновлении».
Аспиранты в наибольшей степени не удовлетворены занятиями по развитию научно-исследовательских компетенций, связанных непосредственно с проведением эмпирических исследований, а также навыков обработки данных, анализа результатов эмпирических исследований и способности организовать научную коммуникацию на современном уровне.
Для 64,5% российских аспирантов в области наук об образовании решение пойти после окончания вуза в науку связано с желанием профессионально развиваться, еще 41,6% видят в прохождении этого этапа обучения возможности для карьерного роста, а 39% замотивированы материальным вознаграждением. Главным же препятствием к тому, чтобы выбрать для себя карьеру ученого, 61,9% российских аспирантов в области наук об образовании считают низкую заработную плату.
Исследование показало, что 74,2% аспирантов оптимистично оценивают свои личные перспективы. 23,5% – сомневаются в том, что их жизнь сложится удачно, и лишь 2,2% – испытывают однозначные негативные эмоции в связи со своим будущим.
При изучении миграционных установок аспирантов выяснилось, что работать за границей на постоянной основе, уехать туда на проживание хотят 20,7%. Не хотели бы переехать на постоянное место жительства за рубеж 58,2% аспирантов, а 21,1% о жизни в другой стране не задумывались. Ученые поясняют, что аспиранты, планирующие жить и продолжать работать в России, существенно чаще указывают на значимость для них профессионального развития в науке.
«Изучение мотивации, связанной с выбором научной карьеры, выявило высокую значимость для аспирантов профессиональной самореализации и развития, стремления к социальному успеху. Поступление в аспирантуру сразу после окончания института в большей степени связано с карьерными устремлениями, в то время как обучение в аспирантуре в зрелом возрасте в большей степени связано с потребностью в творческой самореализации», – рассказал В.С. Собкин.