Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
23 сентября 2023 года в рамках Международной научно-практической конференции «Общественные науки и развитие высшего образования», посвященной 300-летию Российской академии наук, состоялся круглый стол на тему «Инновационный потенциал социально-гуманитарных наук в развитии профессионального и профессионально-педагогического образования в высшей школе», который собрал ученых РГППУ и УрО РАН. К обсуждению вопросов круглого стола присоединились коллеги из Наманганского инженерно-педагогического института. Круглый стол организован НЦ РАО РГППУ совместно с Уральским отделением Российской академии наук.
Открывая работу круглого стола первый проректор РГППУ Андрей Владимирович Феоктистов передал приветствие от и.о.ректора РГППУ, научного руководителя НЦ РАО РГППУ Валерия Васильевича Дубицкого, подчеркнул значимость развития сотрудничества РГППУ и УрО РАН и выразил благодарность председателю УрО РАН, академику Виктору Николаевичу Руденко за приглашение участвовать в работе конференции.
Анна Юрьевна Веретенникова, ученый секретарь Объединенного ученого совета УрО РАН по экономическим наукам, подчеркнула актуальность вопросов круглого стола и важность совместного обсуждения проблем интеграции науки и образования.
Во вступительном слове Эвальд Фридрихович Зеер, член-корр. РАО, научный руководитель НЦ РАО РГППУ, выделил основные особенности социальной ситуации развития в постиндустриальном обществе, которые вызывают необходимость трансформации образования.
В ходе круглого стола были представлены результаты научных исследований научных школ Российского государственного профессионально-педагогического университета. Владимир Анатольевич Федоров, д-р пед. наук, проф., руководитель научной школы «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России», раскрыл в своем выступлении научно-методологические основания развития профессионально-педагогического образования и проблемы его институционализации как отрасли образования.
В выступлении Эвальда Фридриховича Зеера и Антона Александровича Шарова, зав. лабораторией нейрообразования и когнитивистики профессионального обучения РГППУ, были раскрыты научные основания и вопросы практической реализации, разработанной коллективом научной школы «Психология профессионального развития личности», модели транспрофессионального образования.
Большой интерес вызвали выступления, раскрывавшие роль исторических наук в развитии высшего профессионального и профессионально-педагогического образования. Ольга Фредовна Русакова, проф., д-р политических наук, зав отделом философии Института философии и права УрО РАН, раскрыла значение научной методологии в осмыслении политики памяти, педагогический, воспитательный потенциал коммеморативных практик, подчеркнула необходимость их включения в педагогическую деятельность, в учебную литературу, в социально-гуманитарное образование в современных условиях.
Ученые Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ представили методологию историко-научных исследований, на основе которой было подготовлено фундаментальное издание в трех томах – сборник документов «История профессионально-технического и профессионально-педагогического образования.1920 - 2020». Леонид Владимирович Захаровский (канд. ист. н., доц.. директор института), Марина Бариевна Ларионова (канд. ист. н., доц., зав. кафедрой), Сергей Львович Разинков (канд. ист. н. , доц.) раскрыли образовательный потенциал сборника и перспективы создания сетевой онлайн энциклопедии на его основе.
О месте и роли философии в современном высшем образовании и об опыте преподавания философии в Наманганском инженерно-технологическом институте рассказал Абдирашид Мамасидикович Мирзахмедов (д-р филос. н., доц., г. Наманган, Узбекистан).
Предметом обсуждения на круглом столе стали также вопросы научной прогностики развития профессионально-педагогического образования (Светлана Леонидовна Фоменко , д-р пед.наук, проф., зав. каф. РГППУ); проблемы научного сопровождения непрерывного профессионально-педагогического образования (Антон Андреевич Коновалов, канд. пед.н, доц. руководитель НОЦ РГППУ), развития креативного потенциала студентов (Людмила Михайловна Андрюхина, д-р филос. наук, проф., ученый секретарь НЦ РАО РГППУ).
Мария Васильевна Снегирева (канд. пед. наук, доц РГППУ) актуализировала значение социально-гуманитарных наук в формировании экологического сознания студентов, познакомив с широким спектром форм воспитательной работы и педагогической практики Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Обобщая итоги работы круглого стола Виктор Николаевич Руденко отметил, что прошедшее обсуждение позволило сконцентрировать внимание на самых значимых и перспективных направлениях интеграции социально-гуманитарных наук и высшего образования. Был представлен глубокий анализ теории и практики профессионального и профессионально-педагогического образования. И хотя в период реформирования академических институтов в нашей стране не произошло объединение РАН и РАО, но это не значит, что развитие образования не является нашей общей задачей. Такие научные площадки, как состоявшийся круглый стол, как раз и позволяют объединить наши усилия.
В ходе работы круглого стола был высказан ряд предложений по развитию практики высшего образования на основе инновационного потенциала социально- гуманитарных наук. Среди них следующие предложения:
- продолжать научные исследования и научно-методическое сопровождение развития профессионально-педагогического образования. Наиболее важными направлениями научных исследований являются следующие: ● разработка и исследование организационно-педагогических основ развития профессионально-педагогического образования в новых социально-экономических условиях; ● разработка теоретико-методологических основ государственных образовательных стандартов профессионально-педагогического образования и их методического обеспечения; ● разработка личностно ориентированных технологий подготовки педагогов профессионального обучения с обеспечением ее психологического сопровождения и применением современных информационных средств и технологий (цифровизация образования); ● научно-практическое сопровождение реализации Федерального проекта «Профессионалитет» и др.
- продолжить разработку и внедрение перспективных моделей транспрофессионального образования, креативных образовательных практик, непрерывного профессионально-педагогического образования.
- для дальнейшего развития системы профессионально- педагогического образования инициировать проведение научных исследований по теме "Проектирование региональной модели профессионально- педагогического образования на основе экосистемного подхода»;
- начать работу по созданию сетевой онлайн энциклопедии по истории профессионально-технического и профессионально-педагогического образования в СССР;
- активнее использовать в образовании воспитательный потенциал коммеморативных практик, опираясь на научные подходы в освещении политики памяти;
- активнее использовать социально-гуманитарные науки и педагогические технологии в целях воспитания у обучающихся ответственности за национальную безопасность страны и сохранение здоровой окружающей среды, формирования экологического сознания как доминанты современного образования студентов;
- разрабатывать и внедрять новые форматы организации научно-исследовательской работы студентов: Школа молодого исследователя, проект НЦ РАО РГППУ «Креатив-парк», научные студенческие лаборатории, проектные группы по изучению истории профессионально-технического и профессионально-педагогического образования и др.
Программа конференции https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=d6fa6908-2c8f-47fd-a0d9-2976a1e...