Уральская философская школа: Учителя и ученики

     24-25 ноября философская общественность г. Екатеринбурга отметила 100-летний юбилей члена-корреспондента РАН, д.ф.н., проф. Михаила Николаевича Руткевича – основателя философского факультета Уральского Государственного Университета (сейчас УрФУ) и 90-летний юбилей его соратника, заслуженного деятеля науки РФ, д.ф.н., проф. Исаака  Яковлевича Лойфмана.  В честь  этих юбилейных дат в  Уральском Федеральном Университете имени первого президента Б.Н. Ельцина  прошла   научно-практическая конференция «Марксизм в философии: судьбы мировоззрения», организованная Уральским Гуманитарным Институтом УрФУ при участии Научного центра Российской академии образования на базе РГППУ.

Путь  в науку и систему высшего образования у каждого из основателей философского факультета  был по-своему сложен. Михаил Николаевич Руткевич  – выпускник Киевского университета, физик-теоретик, фронтовик, награжден боевыми орденами, выбрал преподавательскую деятельность, следуя семейной традиции: отец  Н.П. Руткевич - историк, один из самых ярких педагогов в истории университета (тогда УрГУ). Философия не случайно стала профессией Михаила Николаевича, ведь она позволяла объединить в одно целое все то, что вызывало у него живой  интерес и составляло естественную для него среду обитания – науку, музыку, литературу, поэзию, творческое общение. Путь Исаака Яковлевича к высотам знания был не прост: эвакуация из украинского села на Урал в первые дни войны, работа подростком на военном заводе, школа рабочей молодежи, обучение на физико-математическом факультете УрГУ,  преподавание физики в школе в течение 9 лет, а потом на кафедре общей физики в Уральском политехническом институте, и постоянное самообразование: освоил польский и болгарский языки, проник в глубины живописи, поэзии, музыки, литературы. Объединяло эти личности стремление создать перспективный, с уникальной программой подготовки философский факультет, выпускники которого способны ориентироваться не только в достижениях и новациях науки и культуры, но и творчески включаться в разные виды социальных практик – педагогическую и политическую, государственного и муниципального строительства, правозащитную и писательскую и пр. Результат впечатляет: около 300 выпускников ф-та стали докторами наук. М.Н. Руткевич подготовил более 100 кандидатов и 17 докторов наук, опубликовал более 450 научных трудов, в том числе 15 монографий, десятки коллективных трудов, где он выступает в качестве главного редактора и автора ключевых разделов. И.Я. Лойфман подготовил более 40 кандидатов и 25 докторов философских наук,   основал Школу-семинар докторантов при Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук, 83 ее участника защитили докторские диссертации по философии и культурологии; под его научным руководством подготовлены научные труды по категориям диалектики (10 выпусков) и теории отражения (6 выпусков). Самым прочным основанием, скреплявшим их сотрудничество, было мировоззрение – они сознательно и до конца жизни отстаивали позицию творческого марксизма. На этой теоретической и методологической платформе М.Н. создал в РФ научную школу социологии, которая оказалась результативной в разных направлениях прикладной социологии.

 В  докладах  и выступлениях конференции  были подняты  вопросы судеб марксизма, звучала  высокая оценка  уровня  образования, которое дал философский факультет своим выпускникам. Отмечались фундаментальность, концептуализм, ориентация  на широкую  научную базу подготовки философов,  формирование гуманитарной культуры и  диалектического мышления -  те отличительные   характеристики программы подготовки на философском факультете УрГУ,  которые были заданы основателями факультета.    Выступающие   говорили и о неоднозначности  оценок тех социальных позиций, которые приходилось  занимать руководителям идеологического в те времена факультета под   жестким прессом партийного руководства. Но  и М.Н.Руткевич, и И.Я. Лойфман всегда  отстаивали интересы факультета и  поддерживали  преподавателей и студентов в  возникавших подчас сложных   идеологических ситуациях. На круглых столах состоялся неформальный разговор не только о содержательных сторонах марксизма, но о традициях и высокой культуре  образовательного сообщества философского факультета,  о сложившихся в непростые годы советской власти  человеческих, по настоящему поддерживающих отношениях между Учителями и учениками. Все это и сегодня остается для выпускников философского факультета    высоким примером  научного и образовательного содружества.