Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Двенадцать регионов России и республика Беларусь, более ста тридцати делегатов и десятки докладов: в РГППУ прошел Всероссийский научно-образовательный форум «Профессионально-педагогическое образование в современной России: переход к новому формату кадрового обеспечения».
Форум продлился два дня 8 и 9 декабря и затронул множество фундаментально важных тем, касающихся профессионального и профессионально-педагогического образования.. Мероприятие было организовано по поручению Министерства просвещения и приурочено к началу Десятилетия науки и технологий.
В рамках программы первого дня на пленарной сессии были представлены позиции ученых, педагогов, специалистов сферы производства, управления персоналом и подготовки кадров. Член-корреспондент РАО Петр Федорович Кубрушко, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева, рассказал о профессионально-педагогическом образовании, его современном состоянии и проблемах. Петр Федорович отметил, что цифровизация меняет условия труда. По прогнозам, искусственный интеллект сможет заменить многие виды деятельности в сфере финансов, юриспруденции, медицины, к 2035 году исчезнет 30 % рабочих профессий. А это неизбежно повлечет быструю смену квалификационных требований, необходимость приобретения новых знаний.
«Меняются инструменты реализации системы среднего профессионального образования, но концепция остается той же: СПО — это межотраслевая интеграция педагогической и отраслевой составляющих, — подчеркнул П. Ф, Кубрушко. — Важно вместе работать в этом направлении, создавать учебно-методические центры, помогающие управлять процессом. Это позволит формировать команды специалистов, которые будут помогать разрабатывать те или иные методические решения».
Директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС) Владимир Игоревич Блинов представил доклад на тему «Педагог профессионального образования: личность и компетентность». В своем выступлении он подчеркнул, что «Педагоги СПО работают на стыке двух сфер: трудового воспитания и личностного развития. Роль преподавателя заключается не только в том, чтобы вывести специалиста на рынок труда, но и дать ученику возможность развиваться умственно и нравственно. Помимо этого, педагогу нужно иметь профессиональную квалификацию: он должен быть не просто преподавателем, но и профессионалом в своей сфере, — отметил Владимир Игоревич. — Нам необходимо сообща выработать стандарты педагогов профессионального образования, так как воспитать в обучающемся достойную личность может только педагог, сам являющийся такой личностью».
В РГППУ прибыла делегация и из Республики Беларусь. Алексей Александрович Дробыш, канд. техн. наук, декан инженерно-педагогического факультета Белорусского национального технического университета рассказал о том, как в стране развивается национальная система подготовки инженерно-педагогических кадров.
«В нашей стране была введена новая специализация «инженерно-педагогическая деятельность», обеспечивающая подготовку бакалавров квалификации «инженер-педагог». Такое решение обусловлено концепцией развития системы образования республики Беларусь до 2030 года. В планах — внедрение в систему профессиональных стандартов инженерно-педагогической деятельности, расширение практик обучения учащихся на рабочих местах, повышение системы переподготовки специалистов для сферы образования», — сообщил Алексей Анатольевич.
Выступление вызвало оживленную дискуссию, в ходе которой участники обсудили возможность сотрудничества вузов России и Беларуси в части обмена методологическими наработками.
После пленарной сессии работа продолжилась на площадке технопарка универсальных педагогических компетенций РГППУ. Участники разделились по секциям, чтобы обсудить ряд важных тем, таких как развитие профессионально-педагогического и профессионального образования в изменяющихся условиях, онлайн-образование в трансформирующейся среде, профессиональное развитие педагога среднего профессионального образования и другие.
Во второй день форума состоялась научная сессия Научного центра Российской академии образования на базе РГППУ. В центре внимания были вопросы согласования перспектив научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности ученых Урала с научной повесткой Российской академии образования, а также обсуждение направлений инновационных исследований НЦ РАО РГППУ. В работе научной сессии приняли участие коллеги из Республики Беларусь, чл. - корры РАО П.Ф.Кубрушко и Э.Ф.Зеер, ФИРО РАНХиГС представляли В.И.Блинов и Е.Ю Есенина. Состоялся конструктивный обмен мнениями в ходе обсуждения докладов:
«Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: переход к новым форматам кадрового обеспечения» (Дубицкий В. В., и.о. ректора РГППУ, руководитель НЦ РАО РГППУ)
«Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира» (Андрюхина Л. М., д-р филос. наук, профессор, ученый секретарь НЦ РАО РГППУ; Гузанов Б. Н., доктор технических наук, профессор, зав кафедрой инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии РГППУ; Анахов С. В., канд. физико-мат. наук, доцент, зав. каф. кафедрой математических и естественнонаучных диcциплин РГППУ)
«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности» (Зеер Э. Ф., научный руководитель НЦ РАО РГППУ, чл.-корр. РАО).
В заключении Владимир Игоревич Блинов подчеркнул, что «РГППУ будет тем вузом, который примет участие в разработке программ для системы среднего профессионального образования. Наша задача — сообща разработать требования к квалификациям педагогов, чтобы в вузах, колледжах, технопарках детей встречали мудрые наставники. Не стоит забывать, что педагогика — это работа с будущим».
По итогам Форума были намечены направления сотрудничества по реализации задач развития профессионально-педагогического образования .
Тематический выпуск журнала «Профессиональное образование и рынок труда» https://www.po-rt.ru/issues/219