В Екатеринбурге успешно прошла 28 Международная научно-практическая конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании»

           Семь  регионов России и республика Беларусь, более ста десяти  участников и десятки докладов: в РГППУ в Год педагога и наставника  обсудили лучший опыт и перспективы   инновационного развития профессионального и профессионально-педагогического образования.    Ставшая традиционной   встреча  ученых и практиков образования была организована  коллективом Научной школы, основанной в свое время  академиком РАО Г.М.Романцевым, НОЦ профессионально-педагогического образования  РГППУ(руков. Федоров Владимир Анатольевич, д-р пед наук, проф.)  при участии Научного центра РАО РГППУ, Института   электрофизики УрО РАН и Института металлургии УрО РАН.  Партнерами  в организации  конференции выступили ФГБУ «Уральское отделение российской академии наук»,                  Белорусский национальный технический университет,

           Главными спикерами конференции стали   Блинов Владимир Игоревич, д-р пед. наук, проф., директор Центра про­фес­сио­нального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной служ­бы при Президенте Российской Федерации (Москва),  Дубицкий Валерий Васильевич, д-р социол. наук, проф., и. о. ректора Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург), Зеер Эвальд Фридрихович, чл.-кор. РАО, д-р психол. наук, проф., проф. кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического уни­верситета (Ека­те­ринбург);  Есенина Екатерина Юрьевна, д-р пед. наук,  ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС (Москва),  Максимова Елена Александровна, д-р пед. наук, профессор ФБГОУ ВО «Сара­тов­ский национальный исследовательский государственный университет име­ни Н. Г. Чернышевского» (Саратов),            Ребрин Олег Иринархович, д-р хим. наук, проф., директор высшей инженерной школы ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. пер­вого Президента России Б.Н.Ельцина» (Екатеринбург) Шунайлов Евгений Афанасьевич, зам. директора по общим вопросам, Институт электрофизики Уральского отделения Российской академии наук (Ека­теринбург), Бряник Надежда Васильевна, д-р филос. наук, профессор.  ФГАОУ ВО  «Уральский федеральный университет им.  первого Президента России  Б.Н.Ельцина»   (Екатеринбург),  Пайвин Алексей Сергеевич, канд. хим. наук, зам. директора по общим вопросам, Институт металлургии Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург).

Доклады И.В. Блинова и В.В.Дубицкого были  посвящены  анализу стратегических  направлений развития профессионального образования. И.В. Блинов  раскрыл направления  трансформации педагогического образования  в "постболонский период". В.В. Дубицкий  подчеркнул,  что в реализации задач, поставленных  перед образованием Президентом Российской Федерации в послании Федеральному собранию,  ответственность  ложится главным образом на педагога профессионального образования. Необходимо серьезное обновление  подходов  к системе  подготовки кадров. Инновационный подход, реализуемый  в РГППУ  имеет фундаментальное научное обоснование и характеризуется  интеграций двух ядер подготовки -  профессионально - технологического и  профессионально-педагогического образования.

         О.И. Ребрин  познакомил участников конференции   с  научными основаниями, содержанием и особенностями реализации образовательных программ в Передовой инженерной школе Уральского Федерального  университета «Цифровое производство».  Для каждой программы характерно: включение в образовательный процесс  приглашенных «гуру» , лидеров  технологического прогресса высокотехнологичных предприятий-партнеров,  преподавателей ведущих университетов;  сетевые формы обучения:  разные формы мобильности, распределенные по компаниям практики,  включение в командную работу над научными проектами;  студентоцентрированность: активное обучение, тренажеры и симуляторы, виртуальная и дополненная реальность, игровые ситуации.

         Обсуждение актуальных вопросов инновационного развития профессионального и профессионально-педагогического образования продолжилось  на секциях конференции. Работало  пять секций. Впервые в рамках конференции по инициативе Научного центра РАО на базе РГППУ  была организована секция «Инновационный потенциал развития и новые форматы инженерного образования». В организации и непосредственно в работе секции приняли участие  представители Институтов УрО РАН, Уральского федерального университета,  учебного центра СМАРТ,  дошкольных образовательных организаций. В двадцати докладах, представленных на секции, получили освещение  как философско-методологические вопросы  развития инженерного мышления и образования, так и многообразные инновационные формы организации инженерного образования от дошкольника до выпускника  вуза.

Во второй день работы конференции   инновационную эстафету подхватили  молодые новаторы. В первой половине дня  на методологическом семинаре «Презентация диссертационного исследования»  работали аспиранты и соискатели (руков. Чупина Валентина Александровна, д-р пед. наук, проф., проф. Российского госу­дарст­венного профессионально-педагогического университета).

Во второй  половине дня  прошел акселератор образовательных проектов. Три команды талантливых и инициативных студентов представили на суд экспертного жюри свои проекты.

     Перед началом акселератора участников поприветствовал первый проректор РГППУ Андрей Владимирович Феоктистов: «Акселератор образовательных проектов с каждым годом расширяет сферы деятельности: помимо IT, изобретения студентов могут применяться в образовании, культуре и науке. Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто на три месяца с головой окунулся в разработку проектов — преподавателей и студентов».

    В этом году было представлено три проекта. Первый проект, разработанный студентами под руководством преподавателей, назывался «Туристический Екатеринбург». Ребята создали мобильное приложение-гид, благодаря которому гости уральской столицы смогут разыскать и посетить памятные исторические объекты. Жюри посоветовало ребятам встроить в приложение возможность просматривать при выборе здания историческую справку о нем и старые фотографии.

    Второй проект получил название «Part-Um». Команда создала специализированный онлайн-сервис, который обеспечит реализацию поручения Президента РФ по созданию системы школьных театров как важнейшего института воспитания подрастающего поколения и социального лифта для талантливых детей. На платформе Part-Um осуществляется поиск заказчиков и исполнителей в сфере деятельности школьных театров.

    Изобретатели из третьей команды представили учебный лабораторный стенд «Возобновляемые источники энергии». Он позволит студентам проводить лабораторные работы по дисциплинам, связанным с энергетикой. В рамках акселератора студенты также разработали мобильное приложение для подключения и мониторинга данных со стенда.

       В течение двух дней  работы  конференции,  23 и 24 мая,  были представлены результаты  научных исследований и практический опыт по   приоритетным направлениям инновационного развития профессионального и профессионально-педагогического образования, таким как: разработка содержания профессионального и профессионально-пе­да­го­гического образования в условиях реализации ФГОС и профес­сио­наль­ных стандартов; образовательные технологии, основанные на применении совре­мен­ных информационных и коммуникационных технологий; прогнозирование социально-профессиональной успешности субъек­тов деятельности; проблемы развития и совершенствования систем ме­неджмента качества; инновационный потенциал развития и новые форматы инженерного образования.

          На сегодняшний день площадка  ежегодно проводимой конференции представляет собой системную основу сотрудничества и обмена опытом.