В Екатеринбурге завершила свою работу Всероссийская научно-практическая конференция «Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства» Engineering thinking: the features and the technology of reproduction (ETTR)

27 октября в УрФУ (г. Екатеринбург) прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства», которая была организована совместно Уральским гуманитарным институтом УрФУ и РГППУ (Уральским Федеральным университетом им. первого Президента России Б. Н. Ельцина и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом) при участии Регионального Научного центра РАО на базе УрФУ и Научного центра РАО на базе РГППУ. Активное участие в подготовке материалов конференции принял член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, член научного совета НЦ РАО РГППУ Э. Ф. Зеер.

Состав участников, принявших очное и заочное участие в конференции, продемонстрировал междисциплинарный статус проблем, предложенных для обсуждения, а также высокий интерес к ним современного научного сообщества. География участников конференции охватывает такие города, как Москва, Новосибирск, Саратов, Уфа, Пенза, Калуга, Ханты-Мансийск; заявили о своей позиции представители ближнего (республика Беларусь) и дальнего зарубежья (Израиль).

Участие в конференции приняли не только известные в своих областях ученые - профессора и доценты, но и представители студенческого сообщества.  Круг обсуждаемых вопросов варьировался в диапазоне от поиска отличительных особенностей инженерного мышления как такового, безотносительно к его разновидностям, до предпочтения вариантов образовательных программ, позволяющих формировать инженерное мышление, отвечающее требованиям цифрового мира и четвертой промышленной революции.

На пленарном заседании выступила доктор философских наук, ученый секретарь НЦ РАО на базе РГППУ, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии Института психолого-педагогического образования Л. М. Андрюхина с докладом «Инженерное мышление в «водовороте» философских дискурсов: от Г. П. Щедровицкого до Б. Латура», в котором показала, как инженерное мышление и деятельность инженера, ставшие  в работах Г. П. Щедровицкого и его школы основой разработки структур мыследеятельности, методологического мышления и его воспроизводства, в исследованиях технонауки Б. Латура, служат основанием радикальной  реконструкции представлений о науке как таковой, построения ее акторно-сетевой модели.

Оригинальный подход к инженерному мышлению предложил кандидат философских наук, и.о. директора департамента философии, заведующий кафедрой онтологии и теории познания УрФУ, доцент А. Г. Кислов в докладе «Конструктивная логика инженерного мышления». Сделав краткий экскурс в историю логики, он на материале современной неклассической логики представил несколько вариантов обоснования понятия «инженерное мышление». Предметом обсуждения стал вопрос о том, почему в подготовке инженерных кадров отсутствует дисциплина, соответствующая современному уровню логического знания.

Профессор кафедры онтологии и теории познания УрФУ, доктор философских наук Н. В. Бряник обратилась к творчеству К. Э. Циолковского, масштабность инженерного мышления которого она связала с его космической философией, а возможность практического воплощения - с обоснованием проектов законами современной ему науки, математическими расчетами и экспериментальной проверкой. Вопрос о роли мыслителя в истории инженерной мысли вызвал дискуссию.

Большое значение на конференции придавалось трансформации образовательных технологий и гуманитаризации образования инженеров.

Профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования РГППУ, доктор педагогических наук Н. К. Чапаев представил свою концепцию о принципиальной связности двух типов знания - педагогического и технического. В своем докладе «Генетическая общность педагогического и технического знания» он обосновал перспективы развития инженерно-педагогического образования, связав их с интегративными процессами и необходимостью учитывать его экзистенциальное значение.

Профессор кафедры культурологии и дизайна УрФУ, доктор философских наук Т. Ю. Быстрова выступила с докладом «Трансформация гуманитарной составляющей инженерного образования», обозначив принципы, на которых можно выстраивать гуманитарные курсы для инженеров, а также раскрыла причины неизбежной трансформации образовательных технологий в современном мире.

Среди участников конференции особо хотелось бы отметить тех, кто сам непосредственно связан с инженерной профессией и способен выразить ее особенности и проблемы. Так, специфика инженерной деятельности была раскрыта и методически развернута по этапам и ее составляющим заведующим кафедрой математических и естественно-научных дисциплин РГППУ, кандидатом физико-математических наук С. В. Анаховым в докладе «Стратегии инженерного поиска при проектировании плазменных технологий».

Доцент кафедры онтологии и теории познания УрФУ, кандидат философских наук А. В. Шуталева выступила с сообщением о «Роли и значении эмоционального интеллекта в инженерном мышлении».

Доцент кафедры онтологии и теории познания УрФУ, кандидат философских наук А. А. Карташева, опираясь на опыт проектной деятельности студентов по специальности «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» по построению систем, связанных с распознаванием изображений, сделала сообщение по теме «Распознавание образов как инженерная задача».

В сообщениях магистрантов и студентов были затронуты лингвистические аспекты мышления инженера, проблемы, связанные с появлением «умных городов» и изменениями в аграрной отрасли, а также варианты решения проблемы импортозамещения в IT-отрасли.

За рамками отдельных докладов и сообщений обсуждался целый ряд вопросов, связанных с теоретическим и практическим уровнями инженерной деятельности, в т. ч. развитие транспрофессионализма, инженерная этика, вопросы формирования языков воспроизводства инженерного мышления, включая методологический, педагогический, философский и собственно инженерный уровни.

По общему признанию участников, дискуссии были содержательными, поднимающими значимые для востребованной сегодня инженерной профессии проблемы. Постановка этих проблем и пути поиска их решений требуют усилий, как представителей самих инженерных профессий и представителей IТ-отрасли, так и философов, педагогов, психологов и гуманитариев в широком смысле этого слова.

По итогам конференции подготовлен и издан сборник материалов. с которым можно ознакомиться здесь. Было принято решение о том, чтобы сделать конференцию регулярной.