В РАМКАХ III МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА ОБСУДИЛИ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      В рамках III Международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»    Научным центром  РАО на базе РГППУ и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом ( г. Екатеринбург)  была организована  и проведена секция по теме  «Концептуальные основы и проектные модели развития профессионально-педагогического образования».

       Организаторами III Международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»  являются Южный федеральный университет, Совет ректоров вузов Юга России и Российская академия образования. Форум проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Среди академических партнеров – Университет «Сириус», ВДЦ «Смена», Университет НТИ 2035,  вузы России.

      Проведение форума поддержано Ассоциацией ведущих университетов, Ассоциацией педагогического образования, Ассоциацией инклюзивного образования, Общероссийским народным фронтом, федеральным проектом «Новая школа» партии «Единая Россия».

     С 2018 года данный форум является значимой экспертной площадкой, объединяющей профессиональное психолого-педагогическое сообщество.

     В работе  секции  «Концептуальные основы и проектные модели развития профессионально-педагогического образования» приняли участие ведущие ученые Российского государственного профессионально-педагогического университета. Открывая работу секции и.о. ректора РГППУ,  руководитель НЦ РАО РГППУ Валерий Васильевич Дубицкий  подчеркнул, что Форум является  масштабной  площадкой, предоставляющей возможность координации  работы  педагогического сообщества по  стратегическим вопросам развития   педагогического образования.

       В докладе  члена- корр. РАО, научного руководителя НЦ РАО РГППУ  Эвальда Фридриховича Зеера и  д-ра  фил. н., проф. Веры Степановны Третьяковой был представлен анализ  готовности субъектов  педагогической деятельности быть профессионально успешными в ХХI веке и выделены  важнейшие стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров.

       Концептуальные основания, проблемы и перспективы развития профессионально-педагогического образования были системно раскрыты в докладе директора НОЦ ППО РГППУ доктора педагогических наук, профессора,  РГППУ Владимира Анатольевича Федорова.  Он отметил, что в 2020 году исполнилось 100 лет  со дня образования системы профессионально-педагогического образования в России. За это время  в развитии профессионально-педагогического образования были   разные периоды. В Российском государственном профессионально-педагогическом университете в 70-х сложидись научные школы ( академики РАО Г.М.Романцев, Е.В.Ткаченко, член.-корр. РАО Э.Ф.Зеер), которые внесли значительный вклад в развитие теории и практики профессионально-педагогического образования. Однако и сегодня не всегда понимается специфика этого вида образования. Если система педагогического образования направлена на подготовку учителей для осуществления педагогической деятельности при обучении общеобразовательным предметам, то система профессионально-педагогического образования направлена на подготовку педагогов, преподавателей  и мастеров профессионального обучения для осуществления      профессионально-педагогической деятельности при обучении рабочим профессиям и специальностям СПО  и в  целом для системы профессионального образования.

       Социальное значение дальнейшего развития системы профессионально-педагогического образования в современных  условиях возрастает прежде всего в связи острой потребностью экономики в квалифицированных специалистах и ростом требований к педагогическим кадрам, обеспечивающим подготовку таких специалистов. Потребность, например, системы СПО в профессионально-педагогических кадрах и в постоянном повышении уровня их компетентости очень высока. В связи с этим возникает необходимость в разработке  Программы «Профессионально-педагогические кадры России», проект которой предложен коллективом ученых РГППУ.

        В выступлениях ученых  д-ра филос. н., проф, ученого секретаря  НЦ РАО РГППУ Людмилы Михайловны Андрюхиной, канд. техн. н.,  доц., зам. гл. редактора журнала «Образование и наука» Наталии Николаевны Давыдовой, канд. пед. н., доц. Татьяны Григорьевны  Суминой были проанализированы  процессы конвергенции технологий,   оказывающие  непосредственное влияние на социально-профессиональную сферу и на  систему образования.   Ученые выделили и проанализировали становящиеся модели конвергентного образования, представленные как в России, так и  в мировой практике.

      Главное внимание в работе секции было уделено разворачиванию проекта  «Педагогический ликбез», в реализации которого Российскому государственному профессионально-педагогическому университету Министерством просвещения Российской Федерации обозначена  миссия базового вуза. Проект направлен на выстраивание  системы ускоренной подготовки педагогических кадров для системы СПО России (в области психолого-педагогической подготовки). Об этом в своем выступлении говорили и.о. проректора РГППУ, заместитель руководителя НЦ РАО РГППУ Антон Игоревич Лыжин и директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования   РГППУ                 Антон Андреевич Коновалов. В их докладе были представлены результаты  анализа профессиональных дефицитов в области  психолого-педагогической подготовки мастеров производственного обучения  в профессиональных образовательных организациях системы СПО;  спроектированный на  этой основе  компетентностный портрет мастера производственного обучения, проект образовательной системы в рамках «педагогического ликбеза» и дорожная карта ее формирования.

      В завершении работы секции ее участники обсудили  потенциал экосистемного подхода в развитии профессионального и профессионально-педагогического образования. Д-р пед. наук, проф., РГППУ Светлана Леонидовна Фоменко познакомила с  работой Вника по этому направлению  под  руководством специалистов  Сколково (П.Лукша), в работе которого участвовали и ученые Екатеринбурга, а также с исследованием   Global Education Futures  «Образовательные экосистемы: возникающая      практика для будущего образования».  Вызвали интерес   практики   проектирования  образовательных экосистем, которые уже осуществляются в нашей стране и за рубежом. Как подчеркнула докладчик, открытие и изобретение новых организационных форм в образовании – это также один из трендов 21 века.

       В  рамках работы секции состоялась презентация уникального  издания, подготовленного учеными РГППУ - сборника документов в 3-х томах: «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: К СТОЛЕТИЮ  СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. 1920-2020 ГГ.».  Представляя сборник, канд. ист. наук, доцент кафедры  документоведения, права, истории и русского языка,  РГППУ   Леонид Владимирович Захаровский, подчеркнул, что проведена большая  работа не только  по сбору и анализу исторических документов, но  наиболее значимым было  формирование методологических, научных подходов и принципов по их интерпретации, что позволило емко представить основные  этапы и достижения в развитии профессионально-педагогического образования, и  может несомненно быть опорой  в развитии теории и практики этой системы подготовки педагогических кадров в современных условиях.

    По результатам работы секции были сформированы и отправлены в оргкомитет Форума предложения по формированию актуальной исследовательской повестки в сфере профессионально-педагогического образования, а также  предложены темы  инновационных проектов, которые могут стать платформой для межвузовской коллаборации и сотрудничества Научных центров РАО.

 Программа Форума

Материалы Форума

  https://yadi.sk/d/B2RfHkEpzbDrFQ

Видеозапись заседания секции:  https://disk.yandex.ru/d/Fz1r7MSuQ_7vWg