Иванова Людмила Александровна

Иванова Людмила Александровна

Почетное звание: не имею

Педагогический стаж: 12,5лет

Область инновационной деятельности: проектная

Членство в общественных организация: . Нет

Место работы и должность: Учитель начальных классов МБОУ СОШ №75. г. Лесной Свердловской области.

Регион: г.Лесной, Свердловская область

Завершила с отличием обучение (2001-2006 г. г.) в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (очная форма - 5 лет). Город Екатеринбург.Квалификация: «Учитель начальных классов»
Специальность: «Педагогика и методика начального образования».Специализация: «Экологическое и валеологическое образование в начальной школе.
Курсовые работы: «Психолого-педагогические условия формирования личностного отношения к природе», «Технология формирования ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»
Выпускная квалификационная работа: «Формирование ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста на экологических экскурсиях».1

Работу вела  над проектом «Формирование орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста».. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности. Предметом исследования являются методиче

На мой взгляд, в последнее время существенно изменилось обучение в школе русскому (родному) языку. Современные стандарты   требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.

Известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Важнейшая, непреходящая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике». Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания.

   Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически — значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной аналитической работы. Для многих учеников это довольно утомительно и сложно. По мнению большинства преподавателей, умение правильно подбирать необходимые слова для проверок, является решением проблемы, но на деле столкнулась с тем, что это действие не решает данную орфографическую задачу на должном уровне. Ученики, работая самостоятельно с текстом во время диктанта или творческой работы, не могут правильно определить какую букву надо вставить в слово. Почему? Какие действия он пропустил для определения выбора буквы в слове при его написании? На этот вопрос легко ответить, мы приучили ребёнка решать уже готовые, поставленные перед ним орфографические задачи. Ведь каждый учебник строится на том, что основной объём заданий состоит из решения уже готовых орфографических задач. Ребёнку остаётся только решить эту задачу, что он с успехом и выполняет. Тем не менее, когда от ученика требуется самостоятельная работа по выявлению «опасных» мест, эта задача оказывается для него сложной, потому что он не научился сам выявлять в словах места, где возможна ошибка.

  Работая над методической темой, я заметила, что результаты обучения орфографии зависят от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако, за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость: процент видения орфограмм у учащихся колеблется от 30% -50%". Следовательно, актуальность исследования состоит в том, что данная методика и ее результаты могут способствовать успешному обучению русскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей русскому языку. Данный опыт расширяет представление о путях повышения качества знаний по русскому языку, используя различные методы и приёмы, для формирования орфографической зоркости. Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы обобщения опыта.

    Знакомство с особенностями детей в первом классе начинаю с психолого- педагогической диагностики. Первая диагностика 1 класса проводилась мною в сентябре совместно со специалистами психологом и логопедом. По  её результатам  была выявлена группа детей с особенностями развития. Следовательно, можно предположить, что правописание у этих детей вызовет затруднения в формировании орфографической зоркости в классе.

ские приемы обучения орфографии русского языка.

Была поставлена следующая цель:

-определение эффективных способов формирования орфографической зоркости;

-создание системы орфографических упражнений для развития общеучебных умений и навыков.

Для реализации поставленной цели решала ряд задач:

провести теоретический   анализ литературы       по данной теме;

изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся и применять их на уроках русского языка;

разработать дидактический материал для учащихся, обеспечивающие формирование грамотного письма.

По данной теме мною были разработаны  дидактические материалы.

Всё это позволило получить следующие результаты:

 - созданы условия  для развития логическое мышление школьников;

-сформировался устойчивый интерес к предмету;

- повысилась познавательная  мотивация  у учащихся на уроке;

-орфографические упражнения способствовали более продуктивному развитию навыка орфографического грамотного письма.

На словарно-орфографических минутках всегда пользуемся методикой Львова Михаила Ростиславовича.Чтобы решить орфогр.задачу, ученик должен решить 6 этапов:

1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид:
3) определить способ решения задачи в зависимости от  вида орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с реше

Прослеживается положительная динамика в освоении таких тем как:

-написание заглавной буквы в именах собственных было 92%  стало 21 %;

-правописание безударных гласных 88% стало до 50%;

-глухие и звонкие согласные в словах 90%  стало  31%

-разделительный ъ и ь знак и другие 79% стало 45%

Повысилось качество выполнения практических работ по русскому языку.

Считаю, что выбор методической темы был целесообразным, правильным. Вся методическая работа была направлена на реализацию основных задач.

-провести теоретический анализ литературы по данной теме;

-изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

-изучить приёмы и применять на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости обучающихся;

-разработать дидактический материал для учащихся, тесты, обеспечивающие формирование грамотного

В своей деятельности я использую современные образовательные технологии, направленные на развитие школьников.

Компьютерные технологии

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса(особенно на уроках обучения грамоте на дисковом носителе)

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и др.);

Игровые технологии.

В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности. Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету, повышения грамотности учащихся на уроках много внимания уделяю игровым занимательным формам работы.

Здоровьесберегающая технология.

С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы.

Тестовые  технологии.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.

В заключении можно сказать, что выбранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны, и способствуют развитию личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Для меня главное в работе – ученик с его потребностями, ожиданиями, способностями. Каждый ребёнок талантлив, только нужно разглядеть его талант, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребенка.

В процессе работы над темой формирование орфографической зоркости у младших школьников мной обнаружены проблемы, которые требуют дальнейшего изучения. А именно:

  • несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть не умение применить правило в процессе письма;
  • неумение составлять связные, логичные тексты.

Работа по теме будет продолжаться.

Анализ результатов моей работы показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной и внеурочной деятельности обучающихся, что соответствует планируемым результатам.

Результаты позволяют мне говорить о личностном росте как учителя. В процессе работы я многому учусь, осваивая новые технологии, практики, приобретая профессиональный опыт.

 

 

 Государственные и отраслевые награды:
•    Почетная грамота за активное участие в 8 областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений Свердловской области по направлению «Гуманитарные науки» (2004год, Председатель орг-комитета Б.М. Игошев, Екатеринбург)
•    Грамота за активное участие во Всероссийской олимпиаде по педагогике (2004год, Декан педагогического факультета Н.В.Дягилева, Екатеринбург)
•    Стипендия Правительства Российской Федерации (приказ № 167 от 14.10.2004г., Екатеринбург)
•    Стипендия Губернатора Свердловской области (протокол № 11 от 17.07 2004г., Екатеринбург)
•    Диплом Победителя Открытого Конкурса Стипендии им. В.И. Вернадского (2005год, Президент Фонда имени В.И.Вернадского А.Г.Ананенков, Екатерин-бург)
•    Благодарность студентке 5 курса Шведчиковой Л.А.= Ивановой Л.А.)
за активную жизненную позицию и высокие результаты в учебной, научной, общественной деятельности университета (приказ от 22.11.2005 № 3-1206, Екатеринбург)
•    Диплом за лучшую научную работу по естественным, техническим и гумани-тарным наукам в высших учебных заведениях РФ по разделу «Педагогика и ме-тодика преподавания дисциплин» (2003год, Председатель конкурсной комис-сии, проректор по научной работе В.В. Лаптев, Санкт-Петербург)
•    Диплом в городском конкурсе эссе, автору лучшего эссе в номинации «За ори-гинальный дизайн»: «Личность молодого педагога: становление в наши дни» (2007год, Начальник Управления образования Е.Л. Умникова, Екатеринбург)
•    Благодарственное письмо: «Успех года 2012» (2012год, Т.А.Мелехина, Лес-ной)
•    Благодарность за качественную подготовку учащихся к городскому конкурсу: «Есть такая профессия» (2012год, члены комиссии: Э.Р. Ткаченко, Е.П.Афанасьева и др., Лесной)
•    Диплом-Лауреат в номинации «Коллективный творческий проект» городского конкурса по патриотическому воспитанию граждан «Азбука маленького лесни-чанина» (2012год, Председатель Городского координационного совета по пат-риотическому воспитанию граждан С.А.Рясков, Лесной)
•    Грамота за подготовку школьной команды к интеллектуально-творческому турниру «Юный Ломоносов» (2013год, Л.М.Екимова, Лесной)
•    Благодарность за подготовку участника городской научно-практической кон-ференции «Юный исследователь» (2016год, Директор МКУ «Информационно-методический центр», И.В.Левина, Лесной)
•    Благодарственное письмо от «Успех года» за профессиональное мастерство, педагогический талант, душевную щедрость и воспитание учеников школы №75 в течение многих лет (20 мая 2016года, Лесной)
•    Благодарность за активное участие в выставке творческих работ в МБУ «ПКиО» (2017год, Лесной)
•    Благодарность за подготовку участника городской научно-практической кон-ференции «Юный исследователь» (2016год, Директор МКУ «Информационно-методический центр», И.В.Левина, С.А.Устинова, март 2017, Лесной)
•    Грамота за подготовку финалистов 13 Международной олимпиады по основам наук (2017год, УрГПУ, Евгений Сырцов, Алевтина Симонова)
•    Благодарственное письмо за подготовку команды победителя городской мета-предметной олимпиады (2017год, Директор МКУ «Информационно-методический центр», И.В.Левина, Лесной)

Формы государственного и общественного признания (награды, сертификаты):