Онлайн-энциклопедия «Ученые – профессиональному образованию»

Андрюхина Людмила Михайловна

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор философских наук

Научные интересы: Философия науки, философия образования, философия и социология менеджмента. В настоящее время работает над темами: философия и социология креативности, теория и практика креативного образования, развитие креативных ресурсов личности, философия дискурса межкультурных коммуникаций, философия и педагогика телекоммуникационных технологий в образовании.

Членство в РАО и других академиях (в том числе общественных): В 1996 г. избрана действительным членом Российской академии социальных наук С 2008 г. академик Международной академии дискурсивных исследований С 2012 г. действительный член Российской Академии естествознания. Член Философского общества РФ. Член региональной Ассоциации «Друзья Франции». Почетный член региональной ассоциации учителей права

Место работы: профессор ФГАОУ ВО РГППУ

Регион: Свердловская область

Андрюхина Людмила Михайловна окончила с отличием философский факультет Уральского государственного университета им. Горького в 1974 году. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Научная картина мира и стиль научного мышления» 19 сентября 1978 г. Присвоено звание доцента в феврале 1983г. Защитила докторскую диссертацию по теме «Стиль науки: культурно-историческая природа» (специальность 09.00.01 – онтология и теория познания) в июне 1993 г. Присвоено звание профессора в июле 1995 г.

Профессиональная деятельность

 Профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии Института психолого-педагогического образования  ФГАОУ ВО РГППУ  и по совместительству ученый секретарь Научного центра РАО  на базе РГППУ

Государственные награды

·       В 2000 г. присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» с вручением нагрудного знака – за заслуги в области образования российской Федерации

·       В 2008 г. Присвоено звание «Ветеран труда»

·       В 2015 г. присвоено звание «Ветеран труда Свердловской области»

Отраслевые награды:

Неоднократно отмечалась грамотами и благодарственными  письмами   Минобразования РФ, Свердловской области, Правительства Свердловской области, уполномоченного по правам человека Свердловской области,  РГППУ.

Почетная грамота Российской академии образования - 2019 г.

Награды общественных организаций

Медаль имени В.И. Вернадского. Золотая  – сентябрь 2012г.

Присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования» (Российская академия Естествознания) – сентябрь, 2012 г.

Орден LABORE ET SCIENTIA (ТРУДОМ И ЗНАНИЕМ)  в  рамках национальной программы «Золотой фонд отечественной науки» и в соответствии с решением комиссии по наградам «Европейского научно-промышленного консорциума» - 2013 г.

Дипломом РАЕ "За руководство научно-исследовательской работой студентов Международной электронной научной конференции "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2018".

Благодарность администрации МАОУ СОШ № 1 г. Серова за многолетнее сотрудничество с коллективом школы № 1 "Полифорум" и научную поддержку инновационной деятельности школы

Диплом VIII Всероссийского конкурса изданий для вузов "Университетская книга - 2018" в номинации "Лучшее издание по социальным и гуманитарным наукам"

Золотая медаль РАЕ "За новаторскую работу в области высшего образования" - 2018 г.

Диплом ( первое место) участника   I-го Международного конкурса «Лучшая научная статья по вопросам профессионально-педагогического образования». Представлена научная статья Л.М. Андрюхина,Н.О.Садовникова, С.Н.Уткина,Е.В. Кадникова,Н.В.Никонова, Н.А. Сеногноева ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕЗРИМЫЕ БАРЬЕРЫ - 2019 г.

Сертификат участия в международной книжной выставке BOOKEXPO AMERICA 2019 (США, Нью-Йорк, 29-31 мая 2019 г.

Сертификат участия в 32-й Московской международной книжной выставке-ярмарке, г. Москва, ВДНХ, 4-8 сентября 2019 года

Сертификат участия в 30-й международной книжной выставке Hong Kong Book Fair 2019. Представлена монография : Андрюхина Л.М. Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2019, 238 с. 

Лауреат XVL Юбилейной  международной выставки презентации научных и учебно-методоческих изданий (РАЕ) -2020 г.

Медаль им. М.В.Ломоносова - 2020 г.

Преподаваемые дисциплины

История менеджмента, основы менеджмента, теория организации, исследование систем управления, инновационный менеджмент, организационное поведение, самоменеджмент, управление карьерой, креативный менеджмент, корпоративная культура, история и  философия науки (для аспирантов),  наука как феномен культуры,  история педагогики и философия образования, коучинг-технологии, методология научно-педагогических исследований. Дисциплины, преподаваемые в РГППУ: философия и история образования, история педагогики и философия образования,  история и методология  педагогической науки,  методологические основы педагогики, коучинг в профессиональном образовании, общая и профессиональная педагогика, педагогика и др. 

         Андрюхина Людмила Михайловна хорошо знакома с системой образования, с ее различными уровнями и видами, так как имеет опыт работы в системе высшего образования, общего среднего образования и дополнительного образования взрослых. С 1994 г.  по 2002 г. – член Коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (научный советник). С 2005г по 2007 г. – член Коллегии  управления образования г. Екатеринбурга.

               Она  является участником международных проектов и проектов, осуществляемых по грантам; дважды  входила в состав  научного коллектива по выполнению госзадания (РГППУ). Награждена Дипломом I степени в номинации «Лучший инновационный проект года -2016» Национальной премии Золотой фонд Российского образования. Всероссийский конкурс «Планета творчества». Л.М.Андрюхина стала дипломантом книжного Парижского салона "Paris Book Fair 2016"  и Международного Московского книжного салона (апрель, 2016) за представленное  учебное пособие.

               Андрюхимна Л.М. имеет Диплом о дополнительном (к высшему) образовании МВА (Московская бизнес-школа и  Международный технологический университет Юнеско), который дает ей право преподавать и руководить научной работой в области менеджмента, а также Сертификат BC IAC Coaching International Institute (Присвоена квалификация “Associate Certified Coach”),  Канада.

Андрюхина Людмила Михайловна  постоянно и активно занимается научной деятельностью.

Она является членом диссертационного совета Д212.284.02 при ФГАОУ ВО РГППУ (по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования),

Характеристика научно-организационной деятельности

-                                     Руководитель диссертационных исследований (защищено 9 кандидатских диссертаций);

-                                     Постоянно ведет работу по организации и проведению научных конференций и научно-практических мероприятий,  является  редактором многочисленных  научных изданий;

-                                      Входит в состав редакционных советов журналов ВАК « Образование и наука» и научного альманаха Института философии и права УрО РАН «Дискурс-Пи»;

Более 270 публикаций  (из них 247 научных публикаций)

          Из них 5 монографий: «Стиль науки: культурно-историческая природа», Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 1992, 9 п.л.; «Культура и стиль: педагогические тональности», Екатеринбург, Изд-во ИРРО, 1995, 10 п.л.; Философия образования: исследовательские программы и образовательные практики// колл. мон. Социально-гуманитарные науки в модернизации образования. Под ред. Л.Я.Рубиной- Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т,2013, Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики, - Уфа: Омега Сайнс, 2016. – 207 с. (коллективная) и др.

          Публикации в зарубежных изданиях: Совета Европы (Страсбург) – свыше 10 публикаций, Венского университета (Австрия), США: Journal of Russian – East European Psychology. A Journal of translations/ May –June/ 1997; Франция, Университет им. Мишеля Монтеня, Бордо-3, 2008, International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2013 и другие.

         Публикации в журналах базы Scopus – 12

         Публикации в журналах базы Web of Science – 3

         Публикации в изданиях базы РИНЦ  - 96

         Индекс Хирша – 11

Список основных публикаций с 2013  по 2018 год

1.      EMOTIONAL LEADERSHIP IN CREATIVE ORGANIZATIONAL HEALTHCARE PRACTICES.

Andryukhina, L.M., Dorozhkin, E.M., Poliakova, M.V., Zaytseva, Е.V.& Ovchinnikov, V.I. (2017). 

International Journal of Advanced Biotechnology and Research, 8(4), 1250-1261.

2.      ЛАТЕНТНЫЕ РИСКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Андрюхина Л.М., Власова О.И., Днепров С.А., Пермякова Т.В.
В сборнике: Научно-методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2017. С. 103-132.

3.      ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Европейские научные исследования. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 150-155.03

4.      РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В КРЕАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 235-239.

5.      КОУЧИНГ ВЫСОКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. материалы 22-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 312-316.

6.       ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СПО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Андрюхина Л.М., Днепров С.А., Сумина Т.Г.
В сборнике: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. материалы 22-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 316-320.

7.      СПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СПО, НЕ ИМЕЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ
Андрюхина Л.М., Венков С.С., Днепров С.А., Сумина Т.Г.
В сборнике: Научно-методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования. сборник научных трудов. Екатеринбург, 2017. С. 38-60.

8.       ГОТОВЫ ЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, НЕ ИМЕЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ?
Андрюхина Л.М., Днепров С.А., Зимина Е.Ю., Уткина С.Н.
В сборнике: Научно-методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования. сборник научных трудов. Екатеринбург, 2017. С. 61-77.

9.      ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ СПО КАК УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ К СИНХРОННОМУ И ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Андрюхина Л.М., Венков С.С., Днепров С.А., Устьянцева О.М.
В сборнике: Научно-методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования. сборник научных трудов. Екатеринбург, 2017. С. 78-102.

10.   РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Андрюхина Л.М., Фадеева Н.Ю., Де Негри Ж.
Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 47-74.

11.   СПОСОБЕН ЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПО, НЕ ИМЕЮЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ?[1]
Андрюхина Л.М., Венков С.С., Днепров С.А., Сумина Т.Г.
Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 13-22.

12.   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)[2]
Андрюхина Л.М., Власова О.И., Днепров С.А., Пермякова Т.В.
Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 23-35.

13.   ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА)
Андрюхина Л.М.
В сборнике: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 122-126.

14.   ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ: 80 - 90 - Е ГОДЫ XX ВЕКА
Андрюхина Л.М.
В книге: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ. Коллективная монография. под ред. Г.А. Овакимяна. Уфа, 2016. С. 3-41.

15.   МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ) КАК КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании. сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 78-86.

16.   Я.А. КОМЕНСКИЙ: СТРАТЕГИИ, ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ВРЕМЯ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIV международной научно-практической конференции . Отв. редактор: Уварина Н.В.. 2016. С. 90-92.

17.   ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНОСТИ МЕМОРИАЛИЗАЦИИ И ДЕТРАВМАТИЗАЦИИ ПРОШЛОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 90-97.

18.   КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Андрюхина Л.М., Фадеева Н.Ю.
Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3 (84). С. 320-330.

19.   ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Андрюхина Л.М., Венков С.С., Днепров С.А., Устьянцева О.М.
Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 254-264.

20.   ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Андрюхина Л.М., Днепров С.А., Зимина Е.Ю., Уткина С.Н.
Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 290-297.

21.   THE MODEL OF MONITORING OF VOCATIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCES OF PROFESSORS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Andryukhina L.M., Dneprov S.A., Sumina T.G., Zimina E.Y., Utkina S.N., Mantulenko V.V.International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 14. С. 7016-7034.

22.   VOCATIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF A PROFESSOR IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM: APPROBATION OF MONITORING MODEL
Andryukhina L.M., Dneprov S.A., Sumina T.G., Zimina E.Y., Utkina S.N., Mantulenko V.V.International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 14. С. 7045-7065.

23.   РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ПРАКТИК СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ - К ПРАКТИКАМ НАУЧНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: НАУКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ. Международная научно-практическая конференция. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 109-114.

24.   СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ РОЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 144-150.

25.   КРЕАТИВНОСТЬ КАК КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ К ИНОМУ И СОБЫТИЙНЫЕ ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Гуманитарное образование в креативно-антропологическом измерении. сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции. науч. ред. С.З.Гончаров; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2015. С. 147-158.

26.   ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО КАПИТАЛА: ОТ ПАРАДИГМЫ СТРАТИФИКАЦИИ К ПАРАДИГМЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор: Уварина Н.В.. 2015. С. 17-22.

27.   ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. С. 175-181.

28.   ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВУЗОМ
Андрюхина Л.М., Шверина Л.Ю.
В сборнике: Качество образования в сфере культуры и искусств в условиях реализации ФГОС ВО. Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2015. С. 190-192.

29.   СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Андрюхина Л.М., Шверина Л.Ю.
В сборнике: ОБЩЕСТВО, НАУКА И ИННОВАЦИИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 190-193.

30.   ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТАПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ. Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 206-212.

31.   ОТКРЫТОСТЬ КУЛЬТУРЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 43-47.

32.   ЭСТАФЕТЫ КРЕАТИВНОГО ЛИДЕРСТВА КАК ОСНОВА КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 43-47.

33.   ПАРАДИГМАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Андрюхина Л.М.
В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 70-73.

34.   ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНАЯ И СИТУАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Андрюхина Л.М.
В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ. Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 88-91.

35.   ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ РОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2015. С. 91-97.

36.   НОВАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Андрюхина Л.М.
Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 3. С. 17-23.

37.   СБОРНИК КЕЙСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ» (УЧЕБНОЕ ПОСО­БИЕ)
Андрюхина Л.М.
Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-1. С. 72.

38.   ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Андрюхина Л.М., Драчева Е.Ю.
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 183-186.

39.   ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО КАПИТАЛА НА ПЛАТФОРМЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Андрюхина Л.М.
Креативный менеджмент. 2015. № 2. С. 49-52.

40.   .

41.   КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. 2014. С. 18-24.

42.   ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО: УТРАТА ИЛИ ОБРЕТЕНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА?
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы X международной научно-практической конференции. 2014. С. 198-204.

43.   КРЕАТИВНОЕ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЕ: ГУМАНИТАРНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы IX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. . 2014. С. 302-307.

44.   ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр "Аэтерна". 2014. С. 3-7.

45.   КАРТИНА МИРА И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В КОНТЕКСТЕ КРЕАТИВНЫХ ПРАКТИК ОБРАЗОВАНИЯ
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Уварина Н.В.. 2014. С. 39-46.

46.   ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАНДШАФТА
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. сборник материалов и докладов Международной конференции. Под редакцией Г. М. Романцева, В. А. Копнова. 2014. С. 9-14.

47.   ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ - НОВАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Андрюхина Л.М.
Образование и наука. 2014. № 8 (117). С. 49-66.1158

48.   ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИРАЩЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА
Андрюхина Л.М.
Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. Т. 3. С. 13-18.

49.   СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Баразгова Е.С., Лихачева Л.С., Андрюхина Л.М., Беляева Л.А., Беляева Л.А., Мурзина И.Я., Ершов Ю.Г.
Ответственный редактор Л.Я. Рубина. Екатеринбург, 2013.

50.   КРЕАТИВНЫЕ ПЛАТФОРМЫ РАЗВИТИЯ АНТРОПНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
Андрюхина Л.М.
В сборнике: Креативные основы гуманитарного образования. сборник научных статей по материалам 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет; Редколлегия: С. З. Гончаров (отв. ред.), Ю. П. Андреев, Е. В. Попова (отв. за вып.). 2013. С. 181-217.

51.   РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЛАТФОРМЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Голицына С.В., Андрюхина Л.М., Хридина Н.Н.
В книге: Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Научные редакторы: Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. 2013. С. 254-256.

52.   ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
Андрюхина Л.М.
В книге: Социально-гуманитарные науки в модернизации образования.  Баразгова Е.С., Лихачева Л.С., Андрюхина Л.М., Беляева Л.А., Беляева Л.А., Мурзина И.Я., Ершов Ю.Г.Ответственный редактор Л.Я. Рубина. Екатеринбург, 2013. С. 57-76.

53.   ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ – НОВАЯ КРЕАТИВНАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Андрюхина Л.М.
Фундаментальные исследования. 2013. № 10-12. С. 2754-2759.

54.   PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS TO FORM THE CONTENT OF CREATIVE EDUCATION FOR MANAGERS
Andryukhina L.
International Journal of Applied and Fundamental Research. 2013. № 2. С. 211.

55.   КУЛЬТУРНАЯ ТОПОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА
Андрюхина Л.М.
Образование и наука. 2012. № 3. С. 3-16.

Характеристика основных направлений и результатов научных исследований

Результаты научных исследований  по  направлению философия науки и  образования представлены в кандидатской и докторской диссертациях, двух монографиях («Стиль науки: культурно-историческая природа», Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 1992, 9 п.л.; «Культура и стиль: педагогические тональности», Екатеринбург, Изд-во ИРРО, 1995, 10 п.л., публикациях этого периода).

На основе осмысления «нелинейных  состояний» культурно-исторического процесса как пространства осуществления творческой деятельности и творческого самоопределения человека проведено исследование стиля как  формы культурно-исторического самоопределения субъекта в науке и педагогических отношениях. Показана  необходимая связь стиля, стилевых характеристик с культуротворческими, индивидуально и культурно многообразными, исторически подвижными состояниями жизни и ментальности. Представлено развернутое исследование и обоснование следующих вопросов: стилевые формы научной деятельности, стилевая среда науки; инновационные культурно-исторические топосы науки как основание стиля и стилеобразования, стиль как культурно-историческое самоопределение субъекта науки и др.

Серия работ этого периода, посвященных философским проблемам педагогики и образования («Стиль преподавания»/1987/; Научная картина мира как содержательно-мотивационный фактор обучения и фундаментализации образования»/1988/; «Формы представления знаний и стиль преподавания»/1988/; «Педагогическая культура и стиль преподавания»/1991/; «Проблема стиля в психологии и педагогике»/1992/; монография в трех частях «Культура и стиль: педагогические тональности/ первое издание 1992, второе издание 1996 /; «Культурно-стилевые формы представления знаний как предмет педагогической когнитологии»/1993/ и др.)   являются не просто приложением ранее выдвинутых теоретических идей к решению педагогических проблем, но – дальнейшим шагом в разработке проблем стиля мышления и деятельности, социокультурных оснований познания. Главным приращением в анализе стала модель ситуационного измерения педагогического процесса как основания стилевых форм преподавания; выявление культурно-репрезентативных стилевых форм знания и их значения в учебном процессе; представление об исторической стилистике индивидуального бытия человека, обоснование принципов организации работы нелинейно развивающихся образовательных и педагогических систем (экспериментальных, или, говоря современным языком, инновационных площадок). Обосновано, что комплексный философский анализ стиля как феномена культурно-исторической реальности открывает пути нетрадиционного осмысления науки и образования, раскрывает культуротворческие, гуманистические измерения научной деятельности и основания непрерывного развития образования. А для сферы социальной и культурной политики  исследования  показана значимость (и опасность сворачивания) метатехнологических, инновационных, культурно-исторических топосов (сравним с  современным понятием «инновационные платформы») как аттракторов творчества и развития (автореф. докт. дисс. , 1993, с.14)

   Прикладными результатами являются  разработка  на основе социокультурного подхода проекта  инновационного развития школ «Полифорум» (девять школ г. Екатеринбурга и Свердловской области), получение под этот проект гранта Сороса по программе «Обновление гуманитарного образования в России» (1992 г), разработка и реализация на базе ИРРО и школ программы повышения квалификации «Социокультурный подход в образовании», формирование ассоциации школ «Полифорум».

Проект, реализация которого началась еще в 90-е годы, имеет свое продолжение и сегодня. Продолжают реализоваться определенные в проекте направления развития школ.  Школа № 1 «Полифорум», г. Серова стала  благодаря реализации проекта в 2005/2006 уч.году по­беди­телем  го­родс­ко­го кон­курса среди образова­тель­ных уч­режде­ний «Ли­дер в об­ра­зова­нии»; в 2006/2007 уч. году  - ла­уреатом  кон­курса сре­ди об­ще­об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, внед­ря­ющих ин­но­ваци­он­ные об­ра­зова­тель­ные прог­раммы, в рам­ках при­ори­тет­но­го на­ци­ональ­но­го про­ек­та «Об­ра­зова­ние»; 2007/2008 уч. году  по­беди­телем  го­родс­ко­го кон­курса сре­ди об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний «Ли­дер в об­ра­зова­нии».

Главным результатом научных исследований этого периода стало философское обоснование социокультурных оснований науки,  непрерывного развития образования и реализация   инновационных социокультурных  моделей в практике образовательных учреждений

Результаты научных исследований  по  направлению: научное обоснование стратегии и практики  развития регионального образования.

Результатом концептуальных исследований стали:

-                                     Концептуальные основания развития регионального образования Свердловской области (Концепция развития регионального образования Свердловской области; Научные основания развития образования Свердловской области /1991-2000 гг./ Материалы к зональному совещанию работников образования Уральского округа. Екатеринбург, 2001; Региональное образовательное пространство Екатеринбург, ИРРО, Вып.1, 1994, 15 п.л.; Региональная политика, культура, содержание образования, Екатеринбург, 1995, 1 п.л. Региональный компонент образования: от унификации к разнообразию // Народное образование, 1995, № 10 и др.)

-                                     Концепция национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Свердловской области (общее среднее полное образование). Екатеринбург, ИРРО, 1995, 20 С. – 1 п.л.

-                                     Теоретические исследования системы повышения квалификации педагогических работников в новых условиях, исследование проблем образования взрослых (ИРРО (ЦРО, ИРО и др. как новый тип институциональной организации науки //Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень, № 5, 1995; Регионализация образования как условие самоопределения личности// Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы. Материалы областных педагогических чтений 27-28 ноября 1996; Культурная топология образования взрослых: знания и стиль // Россия на пути реформ: проблемы социально-политического выбора. Всероссийская научно-практическая конференция. Челябинск, 1996; Новый подход к образованию взрослых: культурно-цивилизационные основания // Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 1996; Открытое образование педагога: тенденции регионального развития// Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования. Материалы Всероссийской конференции Екатеринбург, 1997, Открытое образование педагога: тенденции регионального развития // Открытое образование. Бизнес и образование. Российско-американская конференция 21-22 мая 1997;  Екатеринбург, 1997; Образование взрослых – ключ к XXI веку, и др.).

-                                     Разработка методологии моделирования поликультурного образования в школе (проект «Полифорум», проект Совета Европы «Преподавание истории в школе»; грантовый проект «Образование на селе).

-                                     Прикладными результатами стали:

-                                     - разработка Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (Л.М. Андрюхина - руководитель научного коллектива и разработчик);

-                                     разработка научно-методического и учебно-методического обеспечения Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (Л.М. Андрюхина - руководитель научного коллектива и разработчик).

-                                     Базисный учебный план Среднего (полного) общего образования Свердловской области.  Екатеринбург, ИРРО, 1992; 1994; 1996; 1997 гг. (Л.М. Андрюхина - руководитель научного коллектива и разработчик).

Разработка стандартов в сфере образования являлась для России в целом и для субъектов федерации  в то время новым предметом научного осмысления.  Сложность и ответственность таких разработок заключается в том, что модель качества образования, которая закладывается в стандарты, должна быть гарантией  повышения качества жизни людей, успешности человека в меняющемся мире, а поэтому это одновременно вопрос как научной методологии (которую еще предстояло выработать для России и регионов), так и политической стратегии развития образования, предмет согласования государственных общественных и личных интересов.

Коллектив разработчиков стандарта Свердловской области взял за основу то, что региональный компонент должен  исходить не из предметных знаний о регионе, а из образовательных потребностей жителей региона. Само понятие региона должно было быть переосмыслено, что было сделано в стандарте. Регион был осмыслен как ресурс развития личности. А в целом концепция стандарта была выстроена на социокультурном и уже тогда на компетентностном подходах.

Таким образом, теоретические и прикладные исследования позволили получить результаты, определяющие основания и перспективы развития  непрерывного  образования на уровне системы регионального образования,  и стали основой  решения проблем становления  региональной образовательной политики.

Результаты научных исследований  по  направлению: философия менеджмента, креативный менеджмент как условие развития непрерывного образования.

Результатами теоретического исследования стало философское осмысление менеджмента  в целом и  креативного менеджмента в образовании (цикл статей: Креативное образование как форма профессиональной самоидентификации менеджера; О становлении гуманитарной эпистемологии современного менеджмента (Российский философский конгресс и др. издания); Составляющие качества образования менеджеров в инновационном вузе; Подготовка креативных менеджеров как межкультурный проект; Основания проектирования модели креативного образования менеджеров; Образование менеджеров как креативный ресурс опережающего развития; Креативность, креативные практики, креативный капитал: контексты и философские смыслы XXI  века; Креативные практики менеджмент-образования; Культурная топология креативности: возможности Человека XXI века (журнал ВАК); Креативное образование менеджера: контексты XXI века// «Образование и наука. Известия УрО РАО» (журнал ВАК) и др.

Результатами прикладного характера стали: разработка и  преподавание курса «Креативный менеджмент», разработка и ведение тренингов по развитию креативности; разработка концепции и программы проекта «Центр креативного менеджмент-образования при УрО РАО» (дипломный проект МВА, защищенный  в   московской бизнес школе).

Таким образом, стало возможным перейти к теоретическому анализу  «клеточки», ядра  процессов, определяющих  условия развития непрерывного образования – креативного менеджмента и креативного образования.

      Результаты научных исследований  по  направлению: философия и педагогика  развития телекоммуникационных технологий в образовании

Центром внимания  становится анализ новых возможностей, открывающихся со становлением  информационной среды,     для развития   креативности и реализации креативных ресурсов человека.

Проведен анализ процесса педагогического освоения новой формирующейся информационной среды и выявлены причины его замедленного характера по сравнению с ускоряющимся развитием информационных технологий. Обосновывается, что переход на новый этап информатизации образования, который автор статьи связывает с появлением новых телекоммуникационных платформ (технологий телеприсутствия) открывает новые возможности педагогически полноценного освоения информационной среды и развития

образования в целом. Новые телекоммуникационные технологии существенно расширяют не только информационные ресурсы человека, но делают доступной и возможной для каждого обучающегося и педагога работу в различных культурных средах и пространствах, позволяют стать реальными участниками значимых социальных событий, непосредственно общаться с известными представителями науки, культуры, бизнеса,

управления и т.д. Пространство образования становится по-настоящему пространством развития человека, многомерным и открытым, позволяет человеку реально участвовать в совместной творческой деятельности, вступать во взаимодействие с творческими сообществами, объединяющими людей из различных точек нашей планеты(.__

Результатами прикладного характера стала разработка по поручению Министерства общего и профессионального  образования Свердловской области  Инновационного Образовательного Проекта
«Колледж без границ. Телекоммуникационные технологии в профессионально-образовательном пространстве» На 2013-16 г.г.

 

Результаты научных исследований  по  направлению: перспективы развития профессионального образования и перспективные компетенции

В рамках выполнения государственного задания  Министерства образования и науки РФ № 2.76.2016/н.м. на выполнение проекта по теме «Научно-методологическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования» определены методологические подходы к обоснованию модели и процедур мониторинга состояния кадрового обеспечения педагогическими работниками системы среднего профессионального образования Российской Федерации.

Показано, что реализация стратегических задач кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования должна опираться на обоснованную систему мониторинга, отражающую состояние, а также количественные и качественные изменения, проис­ходящие в сфере образования. Принципиальным является введение показателей, отвечающих международным требованиям. Исходя из положений стратегии, мониторинг состояния кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования должен быть сформирован таким образом, чтобы можно было выявить диапазон и уровень владения педагогическими работниками компетенциями, востребованными экономикой знаний как в ее актуальном состоянии развития в России, так и в перспективе до 2020 года.

В проведенном исследовании  показано, что, наиболее острой проблемой профессионального образования является несоответствие результатов обучения, т. е. компетенций, реально получен­ных выпускниками, запросам современного, постоянно изменяющегося рынка труда. Это проблема не только России. Большинство промышленно развитых европейских стран испытывают дефицит квалифицированных ра­бочих кадров, что главным образом обусловлено несовершенством существующих в них систем профессионального образования, переживающих пе­риод перманентного реформирования (Кутепов, 2015).

Эффективность решения системой профессионального образования за­дач подготовки кадров для развивающейся экономики определяется способностью ее собственного кадрового корпуса наращивать свои компетенции: осваивать современную технику и новые производственные технологии, со­здавать и использовать современные образовательные технологии, быть мобильным на рынке образовательных услуг( Андрюхина Л.М., Власова О.И,, Днепров С.А., Пермякова Т.В.
Педагогические работники среднего профессионального образования: образовательный потенциал и потребность в профессиональном развитии (по материалам всероссийского социологического исследования// Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 23-35)

        Сравнительный анализ российских и международных исследований, показывает, что наиболее значимым сегодня становится выделение ключевых (базовых) и перспективных компетенций. Сегодня важно не только анализировать и выявлять компетенции на базе уже нормативно выделенных и закрепленных трудовых функций и исследовать, так сказать, функциональную динамику профессионального развития, но и прогнозировать появление но­вых видов деятельности и профессий, востребованные в связи со сменой технологических укладов, востребованность новых видов компетенций. Это послужило основанием для выделения в компетентностной модели преподавателя среднего специального образования, заложенной в систему мониторинга, двух основных блоков: ключевые (базовые) компетенции и перспективные компетенции (См.: Андрюхина Л.М., Днепров С.А., Венков С.С., Устьянцева О.М. Перспективные компетенции педагогов СПО как условие готовности к синхронному и опережающему образованию/ Научно-методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы СПО. Сб. науч. трудов, Екатеринбург: РГППУ. 2017. С. 78-102; Андрюхина Л.М.Перспективы развития профессионального образования и перспективные компетенции XXI века/ Европейские научные исследования. Сб. статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 23 сентября 2017 г. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение».  2017. С. 150-155. и др.).

 Таким образом, исследование факторов мобильности, перспективных тенденций развития профессионального образования, перспективных компетенций стало практическим  приложением исследований в области креативности и креативного менеджмента.