Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Федоров Владимир Анатольевич
Ученое звание: профессор
Ученая степень: к.т.н. (специальность – Технология редких, рассеянных и радиоактивных веществ), 1977; д.п.н. (теория и методика профессионального образования), 2002.
Научные интересы: исследование проблем подготовки педагогов профессионального обучения для учреждений начального и среднего профессионального образования России; развитие системы такой подготовки в стране; исследование проблем управления качеством профессионального и профессионально-педагогического образования
Членство в РАО и других академиях (в том числе общественных): Действительный член академии профессионального образования
Место работы: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Регион: Свердловская обл.
Родился 29.07.1950 в пос. Левиха Кировградского района Свердловской области.
1973 - закончил физико-технический факультет Уральского политехнического института им. С.М. Кирова (УПИ), специальность - Технология редких и рассеянных элементов.
1967 - 1981 – студент, инженер, аспирант, младший научный сотрудник, ассистент, доцент кафедры металлургии редких металлов УПИ;
1981 - 1983 – старший научный сотрудник ВНИИЭнергоцветмет;
1983 – 1993 – старший преподаватель, доцент кафедры общей химии, декан заочного отделения машиностроительного факультета, декан машиностроительного факультета, проректор по заочному обучению, проректор по учебной и воспитательной работе Свердловского инженерно-педагогического института;
1993 – 2001 – проректор по учебной работе, проректор по научной работе и международному сотрудничеству, проректор по научной работе Уральского государственного профессионально-педагогического университета Министерства образования РФ:
2001 – 2013 – проректор по научной, инновационной политике и внешним связям Российского государственного профессионально-педагогического университета Министерства образования и науки РФ;
2013 – по настоящее время – директор научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета Министерства образования и науки РФ.
Известен как ведущий ученый в сфере профессионального и профессионально-педагогического образования, опытный руководитель и педагог, внесший значительный личный вклад в исследование проблем подготовки педагогов профессионального обучения для учреждений начального и среднего профессионального образования России; в развитие системы такой подготовки в стране; в исследование проблем управления качеством профессионального и профессионально-педагогического образования; в разработку федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Результаты исследований нашли отражение в более чем 350 научных и учебно-методических работах (из них в базе РИНЦ – 118, SCOPUS – 14, WoS – 4), в том числе 15 монографиях, 7 учебниках и учебных пособиях (из них 3 с грифом Министерства образования и науки РФ, в том числе одно – в центральном издательстве), 12 изобретениях, 2 свидетельствах о государственной регистрации базы данных. За последние 5 лет им опубликовано 3 монографии, 45 статей (из них 32 – в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК, в т.ч. 14 – SCOPUS, 4 - WoS), издано учебное пособие и получено свидетельство о государственной регистрации базы данных.
Является одним из основателей научной школы, признанной научным сообществом и официально зарегистрированной на федеральном уровне, в рамках которой развивается теория профессионального и профессионально-педагогического образования.
Под научным руководством Федорова В.А. успешно защищены одна докторская и 16 кандидатских диссертаций. Студенты под его руководством принимают участие в конференциях, выставках научно-технического творчества и конкурсах. Работы многих студентов отмечены дипломами и грамотами на Всесоюзных, Всероссийских конкурсах студенческих научных работ. В соавторстве со студентами им опубликовано более 30 работ, из них 8 – авторские свидетельства на изобретения.
Являлся заместителем председателя Учебно-методического объединения Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию (ППО), обеспечивая успешное развитие в России данной специфической образовательной системы, включавшей 134 вуза и 88 колледжей; руководил координацией научно-исследовательских работ по проблемам ППО, выполняемых учеными вузов Российской Федерации. Им проделана огромная работа по разработке содержания и организации преемственного обучения в системе «учебное заведение СПО – профессионально-педагогический вуз», по проектированию компетентностно-ориентированных основных образовательных программ по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Кроме того, руководил разработкой инновационных технологий оценки качества учебной и педагогической деятельности, реализуемых в вузах и колледжах РФ.
Стоял у истоков создания Уральского государственного научно-образовательного центра РАО и Уральского отделения РАО (УрО РАО). Все годы деятельности УрО РАО он выполнял обязанности заместителя председателя отделения и внес большой вклад в развитие этой научной организации, деятельность которой направлена на развитие и координацию научных исследований проблем образования в Уральском регионе. В настоящее время в рамках Плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного центра РАО на базе РГППУ под руководством В.А. Федорова выполняются исследования по направлению «Теоретические основания образовательных стандартов, программ, технологий и механизмов модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного) Он является соруководителем Федеральной экспериментальной площадки Института стратегии развития образования РАО в Екатеринбурге.
Наряду с этим В.А. Федоров непосредственно участвовал в создании журнала «Образование и наука» и с первого года его издания является научным редактором. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ, включен в базы SCOPUS и WoS.
Постоянно занимается научно-организационной работой при проведении научных конференций, семинаров, круглых столов.
Член ученого совета университета, научного совета Научного центра Российской академии образования, заместитель председателя диссертационного совета по педагогике, член Высшей аттестационной комиссии РФ (ВАК) по педагогическим и психологическим наукам.
За многолетнюю плодотворную научную и педагогическую работу награжден Знаком «Изобретатель СССР», 1978 г.; Почетной грамотой Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию, 1987 г.; Почетной грамотой Госкомитета СССР по народному образованию, 1990 г.; Знаком «Отличник народного просвещения Российской Федерации», 1995 г.; Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ, 1999 г.; Почетной грамотой Российской академии образования, 2003 год, Ветеран труда, 2007 г.; Почетной Грамотой Губернатора Свердловской области, 2009 г.; Почетной грамотой Главы города Екатеринбурга, 2010 г.; Знаком «Почетный работник науки и техники», 2012 г.
Список основных научных трудов
Методологические подходы к разработке организационно - педагогических основ управления развитием профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. № 1 (1), с. 52-69.
Качество профессионально- педагогического образования // Образование и наука. Известия Уральского научно - образовательного центра РАО. 1999. № 2 (2), с. 189-198.
Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия Уральского научно – образовательного центра РАО. 2000. Вып. 2 (4). С. 60-71.
Организационно-педагогические условия обеспечения непрерывности профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия Уральского научно – образовательного центра РАО. 2000. Вып. 3 (5), С. 29-40.
Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: монография // Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001, 330 с.
К проблеме разработки методологии прогнозирования потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования / в соавторстве // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2002. Вып. 3 (15), с. 86 – 95.
Применение идеологии синергетики к формированию содержания непрерывного естественнонаучного образования / в соавторстве // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. Вып. 6 (30), с. 89 – 102.
Профессионально-педагогические понятия: Словарь: учебное пособие / в соавторстве // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с.
Качество педагогической деятельности: проблемы измерения / в соавторстве // Высшее образование в России. №4, 2006. С. 136 – 138.
Синергетический подход в педагогической науке: границы и условия применения / в соавторстве // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2006. Вып. 5 (41), с. 13 – 19.
К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций / в соавторстве // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2007. Вып. 5(47), С. 119 – 125.
Скрытая кадровая проблема российской инновационной экономики: потенциал системы профессионально - педагогического образования / в соавторстве // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. Вып. 5(53), С. 84 – 90.
Синергетика в педагогике: целесообразность переноса / в соавторстве // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. Вып. 9(57), С. 100–110.
Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учебное пособие / в соавторстве // М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.
Профессионально - педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. Вып. 9(57), С. 127–134.
Интернатура как необходимая составляющая уровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств / в соавторстве // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2009. Вып. 10(67), С. 3–12.
Эволюция структуры содержания образования: монография / в соавторстве // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 155 с.
Уровневое профессионально – педагогическое образование: теоретико - методологические основы стандартизации: монография / в соавторстве // Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 545 с.
Профессиональное образование в системе обеспечения модернизируемой экономики рабочими кадрами / в соавторстве // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6 (82). С. 6 – 13.
Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект / в соавторстве // Образование и наука. –2013. № 4. С. 112 – 132.
Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода / в соавторстве // Педагогика, 2013. № 6. С. 49 – 54.
Методологические основания управления образовательными учреждениями в условиях сетевого взаимодействия / в соавторстве // Казанская наука. 2013. № 9. С. 13–21.
Управление развитием научно-образовательной сети в современных социально-педагогических условиях / в соавторстве // Науковий вісник Нацiонального гiрничого унiверситету. 2014. №2. С. 126–132.
Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения: монография / в соавторстве // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 208 с.
Исходные принципы построения модели подготовки конкурентоспособных рабочих в условиях промышленных предприятий / в соавторстве // Образование и наука. –2014. № 6. С. 56 – 76.
Учебно - профессиональное взаимодействие работников микропредприятия: отечественная практика и ее преобразование в современных социально-экономических условиях / в соавторстве // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. №2 (57). С. 10-18.
Quality management of educational institutions in protecting students' health: conceptual and structural-functional innovations. / в соавторстве // Науковий вісник Нацiонального гiрничого унiверситету. 2015. №6. С. 134 – 143.
Научно-образовательные сети: теория, практика: монография / в соавторстве // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 481 с.
Innovative process development in the framework of scientific educational network: management model / в соавторстве // Scientific Bulletin of National Mining University. 2016. №5. С. 157 – 163.
Профессиональное обучение в условиях микропредприятия: моделирование процесса учебно-профессионального взаимодействия / в соавторстве // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 2. С. 124 -144.
Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация / в соавторстве // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 93 - 119.
Учебно - профессиональное взаимодействие работников микропредприятия: особенности педагогических условий / в соавторстве // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 4 (71). С. 62-72.
Подготовка к рабочим профессиям в условиях корпоративного образования / в соавторстве // Педагогика. № 1. 2018. С. 94 – 102.
Description language of educational content structure: possibilities of modern mathematics / в соавторстве // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2019, 15(3), em1678.
Структура содержания образования. Эволюция структуры в свете принципа симметрии / в соавторстве // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019.190 с.
апрель 2019