Онлайн-энциклопедия «Ученые – профессиональному образованию»

Исхаков Ринад Хакимуллович

Ученое звание: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Научные интересы: Практико-ориентированная подготовка специалистов социальной сферы в условиях практики

Членство в РАО и других академиях (в том числе общественных): член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) (г. Москва, 2010), профессор Российской Академии Естествознания (г. Москва, 2016), действительный член Всемирной академии естествознания (WANS)– Советник при Президиуме (Великобритания, Лондон)

Место работы: ФГАОУ ВО РГППУ, кафедра профессионально педагогики и психологии, Институт психолого-педагогического образования

Регион: Свердловская область

Исхаков Ринад Хакимуллович родился  4 марта 1956 г. в г. Свердловске (г,Екатеринбург).

В 1983 г. окончил Свердловский государственный педагогический институт  по специальности «Физика» с присвоением квалификации «Учитель физики средней школы»».

В 1987-1997 гг. работал в системе среднего профессионального образования – Екатеринбургский педагогический колледж,  в должности преподавателя физики.

В 2005 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Развитие дидактического творчества студентов педагогических специальностей». Научные руководители: д-р пед. наук, профессор С.А. Новоселов, канд. фил. наук, доцент .А.А. Евтюгина.

В настоящее время: доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии  Института  педагогики и психологии обрахования  ФГАОУ ВО РГППУ

Р.Х. Исхаков участвовал в  проектах:

1.Международный  проект «COACHING SOCIL WORK TEACHERS AND MANAGERS OF SOCIAL AGENCIES «Task-oriented supervision» (Россия – Англия) HLSP Projet – RUS059 (2002 - 2004): Супер-визия в практико-ориентированной подготовке

2. «INKLUSION IN DER PRAXIS DER FAMINE – UND JGENDHILFE» (Россия – Германия) : инклюзивное образование в практике образования.

3. VII International scientific-practical conference «Education: traditions and innovations» (Чешская республика, г. Прага, 2014).

Научные достижения:

1.      Победитель Международного конкурса работников образовательной сферы «Хрустальная сова» (1 место) в номинации «Научная работа: статья»

2.      Призер I Ежегодного Международного конкурса научных публикаций в области экономики и образования «Magnum Opus Publication -2014/2015» направление «Образование» номинация «Публикации в журналах с IMPACT-фактором, учитываемых в РИНЦ» в номинации «Лучшая научная работа: статья».

Награды:

1.Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (г. Москва, 2007) с вручением нагрудного знака – за заслуги в области образования Российской Федерации

2. Нагрудный знак «Заслуженный работник науки и образования» Российской Академии Естествознания (г. Москва, 2015) с вручением нагрудного знака – за заслуги в популяризации естественнонаучных знаний

2.Почетная грамота Министерства народного образования РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки РСФСР (г. Москва, 1989,)

3.Благодарность Министерства образования Российской Федерации (г. Москва,1994)

4. Благодарственное письмо губернатора Свердловской области за помощь в организации Дней милосердия (г. Екатеринбург, 1998)

5. Благодарственное письмо губернатора Свердловской области за помощь в организации Дней милосердия (г. Екатеринбург, 1999.)

6. Благодарственное письмо губернатора Свердловской области за помощь в организации избирательной компании (г. Екатеринбург, 1999)

7.Грамота Министерства социальной защиты Свердловской области (г. Екатеринбург, 2004,)

8.Почетная грамота Министерства социальной защиты Свердловской области (г. Екатеринбург, 2009,)

9.Благодарственное письмо администрации города(г. Екатеринбург,2006)

10. Благодарственное письмо от Президиума Свердловского Регионального политического совета «Единая Россия» (г. Екатеринбург, 2010)

11. Благодарственное письмо от Свердловской Региональной общественной организации. Попечительский Совет «Возвращение» (г. Екатеринбург, 2013)

12. Награжден Medal "European scientific and industrial consortium - Mikhail Lomonosov"( протокол № 673/63/ 2016 − Медаль М. В. Ломоносова)

13. Награжден Medal "European scientific and industrial consortium – Konstantin Ushinsky (протокол № 653/066/ 2016 – Медаль К.Д.Ушинского)

14. Внесен в энциклопедию «Известные ученые России» (Famous Russian Scientists) 06 /2017 / № 15302

12.Благодарственное письмо администрации города, комитета по молодежной политике (г. Екатеринбург, 2015)

Автор более100 научных, учебных и учебно-методических работ и разработок,  в том числе 3 монографий , 2 учебных пособий.

Международные публикации

1.      Статья размещена в депозитарий научных изданий Университета Лунда – DOAJ (Швеция, Лунд): науко метрическая система «Agris» (Европа)

2.      Статья напечатана в журнале «Педагогика и психология» Казахского национального педагогического университета им. Абая  (ВАК) – 2013. – № 3. – С. 24 – 31. (0,4 п. л.).

3.      Статья в международном сборнике научно-педагогических работ  Чешская республика, г. Прага,  Изд-во WORLD PRESS s r.o. , 2015

4.      Статья в Scopus Organization of Professional Mobile Practice for Students - Future Social Educators. International Journal of Environmental and Science Education, 11(15), 8269-8280. (0, 6 п. л., авт. 0,4 п. л)

 

Наиболее значимые научные и методические труды

Монографии

1.         Исхаков, Р. Х. Дидактическое творчество студентов педагогических специальностей: содержание, формы и методы развития : моногр. / Р. Х. Исхаков, С. А. Новоселов. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. – 162 с. (8,07 п. л., авт. 5,8 п. л.).

2.         Инновационные стратегии технологии модернизации системы управления образованием : моногр. / В. В. Баранов, О. Е. Зимовец, Р. Х. Исхаков [и др.] / под общ. ред. В. В. Бондаренко. – Пенза : РИО ПГСХА, 2011. – 188 с. (11,6 п. л., авт. 0,6 п. л.).

3.         Понятийный аппарат педагогического образования : моногр./ Р. Х. Исхаков [и др.] / под общ. ред.Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова, Уральский государственный педагогический университет, 2017. – 188 с. (11,6 п. л., авт. 0,6 п. л.).

 

Публикации в изданиях, включенных в реестр
Министерства образования и науки Российской федерации

4.         Исхаков, Р. Х. Профессиональное становление социальных педагогов / Р. Х. Исхаков // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – № 4. – С. 34–36 (0,4 п. л.).

5.         Исхаков, Р. Х. Профессионально-мобильная практика как основа подготовки бакалавров к социально-педагогической деятельности / Р. Х. Исхаков // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 4. – С. 103–108 (0,3 п. л.).

6.         Исхаков, Р. Х. Адаптация бакалавров к социально-педагоги­ческой деятельности / М. А. Галагузова, Р. Х. Исхаков // Профессиональное образование. Столица. – 2014. – № 1. – С. 35–37 (0,4 п. л., авт. 0,2 п. л.).

7.         Исхаков, Р. Х. Практика как основа формирования профессиональной мобильности студентов вуза / Р. Х. Исхаков // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 4. – С. 17–22 (0,4 п. л.).

8.         Исхаков, Р. Х. Профессионально-мобильная практика студен­тов-бакалавров социальной сферы в контексте научного исследования / Р. Х. Исхаков // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2014. – № 5. – С86–95 (0,5 п. л.).

9.         Исхаков, Р. Х. Социально-педагогические условия адаптации выпускников педагогических вузов к рынку труда / Р. Х. Исхаков, Е. Н. Дружинина // Сибирский пед. журн. – 2014. – № 4. – С. 108–113 (0,4 п. л., авт. 0,2 п. л.).

10.     Исхаков, Р. Х. Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики будущих специалистов социаль­ной сферы / Р. Х. Исхаков // Ценности и смыслы. – 2014. – № 4. – С. 134–141 (0,4 п. л.).

11.         Исхаков, Р. Х. Личностно ориентированный подход в оценивании профессионального становления студента в условиях практики / Р. Х. Исхаков, Т. Б. Исакова // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. – 2014. – № 1. – С. 112–119 (0,4 п. л., авт. 0,2 п. л.).

12.         Исхаков, Р. Х. Методология профессионально-мобильной практики/ Р.Х. Исхаков // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. – 2014. – № 4. – C. 121–128 (0,7 п. л.).

13.         Исхаков, Р. Х. Профессионально-мобильная практика как системообразующий компонент подготовки специалистов социальной сферы / Р. Х. Исхаков // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 100–104 (0,4 п. л.).

14.         Исхаков, Р. Х. Благотворительная деятельность как составляющая содержания профессионально-мобильной практики / Р. Х.  Исхаков, Л. В. Устюжанина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 4. – С. 188–191 (0,3 п. л., авт. 0,2 п. л.).

15.         Исхаков, Р. Х. Проектная деятельность как основа формирования профессиональной мобильности будущих социальных педагогов / Р. Х. Исхаков // Казанский пед. журн. – 2015. – № 4. – С. 364–368 (0,4 п. л.).

16.         Исхаков, Р. Х. Сравнительный анализ ГОСов по подготовке будущих социальных педагогов в условиях практики // Инициативы XXI века. – 2015. – № 3. – С. 55–57 (0,4 п. л.).

17.         Исхаков, Р. Х. Оценка результативности профессионально-мобильной          практики будущих социальных педагогов / Р. Х. Исхаков // Европейский журн. социальных наук. – 2015. – № 10. – С. 253–263 (0,5 п. л.).

18.         Исхаков, Р. Х. Формирование профессиональной мобильности у студентов – социальных педагогов в условиях практики / Р. Х. Исхаков // Педагогический журн. Башкортостана. – 2016. – № 2. – С. 47–51 (0,4 п. л.).

19.         Исхаков, Р. Х. Система профессионально мобильной практики / Р. Х. Исхаков, Ю. В. Сысоев // Преподаватель XXI века. – 2016. – № 2. – С. 169–174 (0,4 п. л.).

 

 

Учебные пособия, программы, методические рекомендации

20.         Исхаков, Р. Х. Комплект нормативных документов: квалификационная характеристика, учебный план, положение, устав / Р. Х. Исхаков [и др.]. – Екатеринбург : Департамент образования, 1992. – 104 с. (6,5 п. л., авт. 1,6 п. л.).

21.         Исхаков, Р. Х. Деловая продуктивная игра : метод. указания / Р. Х. Исхаков [и др.]. – Екатеринбург : Департамент образования, 1992. – 26 с. (1,6 п. л., авт. 0,3 п. л.).

22.         Исхаков, Р. Х. Рабочая программа практики и методические рекомендации по ее проведению / П. В. Ивачев, Р. Х. Исхаков. – Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2001. − 20 с. (1,3 п. л., авт. 0,6 п. л.).

23.         Исхаков, Р. Х. Модели социально-педагогической деятельности : учеб. пособие / Р.Х. Исхаков [и др.]. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. – Гл. 6. – 172 с. (10,7 п. л., авт. 1,2 п. л.).

24.         Исхаков, Р. Х. Методические указания по организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на основе дидактического творчества / Р. Х. Исхаков. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. – 23 с. (0,2 п. л.).

25.         Исхаков, Р. Х. Организация комплексной профессионально-мобильной практики бакалавров социальной сферы / Р. Х. Исхаков // Высшее профессиональное и дополнительное образование : сб. программ / науч. ред. А. А. Симонова. – Вып. 2. – Екатеринбург : Ажур, 2014. – С. 16–27 (0,5 п. л.).

26.         Исхаков, Р. Х. Профессионально-мобильная практика будущих социальных педагогов : метод. рекомендации / Р. Х. Исхаков, А. Н. Галагузов. – Екатеринбург : Ажур, 2015. – 72 с. (4,0 п. л., авт. 2,0 п. л).

27.         Исхаков, Р. Х. Определение степени готовности студентов к профессиональной социально-педагогической деятельности в условиях практики / Р. Х. Исхаков // Высшее профессиональное и дополнительное образование : сб. программ / науч. ред. А.А. Симонова. – Вып. 3. – Екатеринбург : Ажур, 2015. – С. 88–103 (1,0 п. л.).

28.         Исхаков, Р. Х. Организация практики будущих специалистов социальной сферы : учебно-метод. рекомендации /С. И. Глухих, Р. Х. Исхаков. – Екатеринбург : Ажур, 2016. – 108 с. (4,4 п. л., авт. 2,4 п. л).

Научные статьи

29.         Исхаков, Р. Х. Психолого-педагогические аспекты содержания практики студентов – социальных работников и социальных педагогов / Р. Х. Исхаков // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию : матер. науч.-практ. конф. (3 апреля 2001 г.). – Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2001. – С. 130−134 (0,6 п. л.).

30.         Исхаков, Р. Х. Структурирование учебно-познавательного процесса на основе организации практики студентов / Р. Х. Исхаков // Социальная работа на Урале исторический опыт и современность : межвуз. сб. науч. тр. − Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. − Вып. 2. – С. 207−211 (0,25 п. л.).

31.         Исхаков, Р. Х. Критерии оценивания практико-ориенти­рованного профессионального становления студентов / Р. Х. Исхаков // Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы : матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. (11–12 апреля 2006 г.). / под общ. ред. К. В. Кузьмина. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. – Вып. 1. – С. 86–93 (0,4 п. л.).

32.         Исхаков, Р. Х. Критерии оценивания профессионального становления студентов / Р. Х. Исхаков // Социальная педагогика: традиции и инновации : матер. Всерос. конгресса социальных педагогов с междунар. участием (18–21 марта 2009 г.). – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2009. – Ч. 2. – С. 101–104 (0,2 п. л.).

33.         Исхаков, Р. Х. Учебно-инструктивные сборы как организационно-содержательная форма по формированию первичных социально-личностных компетенций у студентов первого курса / Р. Х. Исхаков // Инновационные изменения в вузе: роль студенчества : сб. ст. науч.-практ. конф. / отв. за вып. И. И. Стенина. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2009. – С. 69–79 (0,6 п. л.).

34.         Исхаков, Р. Х. Рекомендации по написанию научно-учебных текстов (на основе анализа типичных ошибок при подготовке к изданию учебно-метод. программ) / Р. Х. Исхаков, В. С. Третьякова // Сб. метод. матер. по итогам конкурса социальных педагогов ; под ред. Ю. Ю. Дерягиной, Р. Х. Исхакова. – Екатеринбург : ФИЛАНТРОП, 2009. – С. 4–8 (0,6 п. л.).

35.         Исхаков, Р. Х. Педагогический профессионализм в современном образовании / Р. Х. Исхаков // Личностно-ориентированный подход в оценке профессионального становления студента в условиях практики : матер. VI международ. науч.-практ. конф. ; под. науч. ред. Е. В. Андриенко : в 3 ч. – Новосибирск : НГПУ, 2010. – Ч. 2. – С. 347–356 (0,6 п. л.).

36.         Исхаков, Р. Х. Включение учебно-исследовательской составляющей в организацию и проведение практики студентов специальности «Социальная педагогика» / Р. Х. Исхаков // Педагогические системы развития творчества : матер. IX международ. науч.-практ. конф. (24–26 ноября 2010 г.) / отв. ред. С. А. Новоселов. – Екатеринбург : изд. Г. П. Калинина, 2011. – Ч. 2. – С. 31–37 (0,4 п. л.).

37.         Исхаков, Р. Х. Личностно-профессиональный подход в организации практики студентов / Р. Х. Исхаков // Педагогическое образование на Урале: история и современность : сб. матер. науч.-практ. конф. (15 ноября 2012 г.) / отв. ред. Ю. Н. Галагузова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2012. – Ч. 2. – С. 213–221 (0,5 п. л.).

38.         Исхаков, Р. Х. Практика в профессиональной подготовке бакалавров по специальности «Социальная педагогика» / Р. Х. Исхаков // Социокультурное пространство России: общество, образование, язык : сб. науч. тр. – Екатеринбург : Ажур, 2012. – С. 44–55 (0,5 п. л.).

39.         Исхаков, Р. Х. Аксиологические основания в содержание практики студентов по специальности социальная педагогика / Р. Х. Ис­хаков // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : науч. тр. межд. науч. конф. – М. : МАНПО ; Ярославль : РЕМДЕР, 2013. – Ч. 2. – С. 274–280 (0,4 п. л.).

40.         Исхаков, Р. Х. Профессиональное становление бакалавров – социальных педагогов в условиях практики / Р. Х. Исхаков // Педагогика и психология. – 2013. – № 3. – С. 24–31 (0,4 п. л.).

41.         Исхаков, Р. Х. Профессиональная – личностная рефлексия как основа подготовки бакалавров к социально-педагогической деятельности / Р. Х. Исхаков // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Гуманитарные и социальные науки, образование : матер. X междунар. науч.-практ. конф. – Тольятти : Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 2013. – Ч. 1. – С. 128–138 (0,7 п. л.).

42.         Исхаков, Р. Х. Подготовка бакалавров к деятельности в социальной сфере на основе дифференциации содержания практики / Р. Х. Ис­хаков // Межд. науч.-практ. конф, очно-заоч. конф. (Москва, 10–12 февраля 2014 г.) / отв. ред. Ю. В. Сысоев. – Смоленск : Смядынь, 2011. – № 10. – С. 140–152 (0,8 п. л.).

43.         Исхаков, Р. Х. Профессиональная мобильность как основа успешной работы специалистов социальной сферы / Р. Х. Исхаков // Становление и развитие социальной педагогики: методология, теория и практика : материалы междунар. соц.-пед. чтений, посвящ. И. А. Липскому. – М., 2014. – С. 288–292 (0,3 п. л.).

44.         Исхаков, Р. Х. Личностная рефлексия как основа профессионального становления студентов в условиях практики / Р. Х. Исхаков // Вестник соц.-гуманит. образования и науки. –2014. – № 3. – С. 54–57 (0,5.п. л.).

45.         Исхаков, Р. Х. Профессионально-мобильная практика как условие формирования мобильности у студентов / Р. Х. Исхаков // Педагогическое образование: вызовы XXI века : сб. науч. ст. V Всерос. науч.-практ. конф (г. Смоленск, 18–19 сентября 2014 г) : в 2-х т. / под общ. ред. Н. Е. Мажара. – Смоленск : Универсум, 2014. – Т. 2. – С. 201–206 (0,4 п. л.).

46.         Исхаков, Р. Х. Профессиональная практика в системе подготовки социальных педагогов / Р. Х. Исхаков // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Прага – Марианские Лазни, 14–24 августа 2014 г.). – М. : МАНПО, 2014. – С. 260–264 (0,5 п. л.).

47.         Исхаков, Р. Х. Практико-ориентированная подготовка специалистов социальной сферы к социально-педагогической деятельности / Р. Х. Исхаков // Образование: традиции и инновации : VII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Прага, Чешская республика, 29 декабря 2014 г.). – Прага : WORLD PRESS s r.o., 2015. – С. 61–68 (0,4 п. л.).

48.         Исхаков, Р. Х. Сетевое взаимодействие как условие успешной организации практики студентов – будущих специалистов социальной сферы / Р. Х. Исхаков // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф с межд. участ. (гг. Челябинск – Екатеринбург, 18–19 февраля 2015 г) : в 2-х т. / под ред. В. В. Садырина, Е. М. Дорожкина, Е. А. Гнатышиной и др. – Челябинск : СИМАРС, 2015. – С. 277–281 (0,4 п. л.).

49.         Исхаков, Р. Х. Система профессионально-мобильной практики // Междунар. науч.-исследоват. журн. – 2015. – № 7. – Ч. 6. – С. 20–24 (0,4 п. л.).

50.         Исхаков, Р. Х. Подготовка профессионально мобильных социальных педагогов как отражение феноменальности современного мира / Р. Х. Исхаков / Традиции и инновации в педагогическом образовании : сб. тр. II Междунар. круглого стола (Екатеринбург, 23 апреля 2016 г.) / под общ. ред. Т. С. Дороховой. – Екатеринбург : Ажур, 2016. – С. 199–205.(0,4 п. л.)

51.         Исхаков, Р.Х. Критерии по определению степени сформированности профессиональной мобильности у будущих социальных педагогов / Р. Х. Исхаков / Социальная педагогика и перспективы ее развития: материалы XIX Междунар. соц.-пед. чтений, посвящ. 25-летию Российского государственного социального университета (25 марта 2016 г.): сб. [Электронный ресурс] / под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: Издательство РГСУ, 2016. – С. 91 – 95 (0,3 п. л.)

52.         Iskhakov, R.H., Zavyalova, J.I., Antropova, D.A., Mongileva, V.A. & Vishnyakova, A.B. (2016). Organization of Professional Mobile Practice for Students - Future Social Educators. International Journal of Environmental and Science Education, 11(15), 8269-8280. (0, 6 п. л., авт. 0,4 п. л.).

53.         Практика в профессиональной подготовке социальных педагогов / М.А. Галагузова, Р.Х. Исхаков // Дальневосточный вестник высшего образования. – 2016. – № 6. – С. 133 – 136 (0,4 п. л.).