Онлайн-энциклопедия «Ученые – профессиональному образованию»

Моисеева Людмила Владимировна

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор педагогических наук

Научные интересы: .Процесс естественнонаучного образования в логике аксиологического подхода. Формирование экологической картины мира. Теоретико-методологическое осмысление формирования экологической педагогики. Волновой подход в педагогике.

Членство в РАО и других академиях (в том числе общественных): Член-корреспондент Международной Академии наук Педагогического образования, Член-корреспондент Академии Педагогических и Социальных наук; Член- корреспондент Российской Экологической Академии; Казахстанской ассоциации исследователей в области образования,, КЕRА , Казахстана

Место работы: профессор кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства. Института Педагогики и Психологии Детства ФГБОУ ВО «УрГПУ». С 2016 года имеет звание почетного профессора УРГПУ занесена в книгу почета УрГПУ.

Регион: Свердловская область

Характеристика научного вклада в развитие профессионального и профессионально-педагогического образования:

Моисеева Л.В. - признанный ученый, специалист в области экологической педагогики. Основатель научной школы  «Экологическая педагогика» (2004).

1.Осуществлен цикл работ по  теоретическому обоснованию и дидактическому наполнению экологической педагогики. Экологическая педагогика определена как новая отрасль педагогики. В результате проведенной научно-исследовательской и опытно внедренческой работы определены основные теоретико-методологические подходы к формированию научного аппарата экологической педагогики и методические подходы к организации системы экологического образования на различных ступенях образования от дошкольного до высшего профессионального и послевузовского. В соответствии со сформированной исследовательской научной позицией экологическая педагогика определена как отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологически здоровой личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой. Определены цели и задачи экологической педагогики. Методологические подходы и принципы в отличии от экологического образования.  Экологическая педагогика: современный аспект Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 2. С. 71-72. Современная педагогика обращается к формированию личностных смыслов в процессе обучения детей, создающих эмоционально — положительную основу учения. В связи с тем, что чувственность и категориальность в восприятии неразрывно связаны, то устанавливается связь, когда наиболее понятный для человека объект восприятия вызывает формирование положительного отношения и наоборот. В картине мира всегда присутствуют ценностные суждения и личностные смыслы человека.

 2. Спроектирован универсальный подход к процессу формирования экологической картины мира и на его основе разработан практический инструментарий и наглядно-дидактический и методический материал.  Применена наглядность, которая способствует восприятию единой волновой природы мира и человека, развитию сенсорной системы, тонко чувственное восприятия многообразия ЭКМ; – разработаны критерии и показатели гармоничного взаимодействия субъектов с явлениями и объектами природы; – разработан и реализован педагогический мониторинг, нацеленный на выявление материалы для проведения педагогического мониторинга сформированности у обучающихся экологической картины мира в процессе обучения. Мониторинг развития экологической картины мира является комплексным, так как относится к видам дидактического и воспитательного мониторинга. Готовится к изданию монография «Модель образования для устойчивого развития: единая образовательная константа» 2018г.

 Научные идеи Н.Н. Моисеева и их развитие в экологической педагогике. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: материалы ежегодной научно-практической . конференции М.: Академия МНЭПУ, 2017. – Т. 4. – С. 99-102. 3. Моисеева, Л. В. Лидерство в экологическом образовании в интересах устойчивого развития на Урале. (уральская научная школа экологической педагогики. Педагогическое образование в России, № 1. 2018 – С. 54-57. 3.

3. Предпринято научное изучение процесса становления экологической картины мира у студентов посредством педагогического мониторинга. Внедрение педагогического мониторинга процесса естественнонаучного образования, нацеленного на формирование у студентов экологической картины мира, экологического отношения к окружающему миру, в высшей школе предусматривает систему отслеживания и оценивания уровня сформированности экологической картины мира как субъективного образа и ее основных показателей определяемых следующими критериями: направленность индивидуальной системы ценностей и ценностных ориентаций, структурно-динамический состав отношений, структурно-содержательный состав отношений, осознанность и сознательность, направленность ответственности, готовность к природоохранной деятельности позволяет определить состояние субъективного образа экологической картины мира и прогнозировать его дальнейшее развитие. В связи с этим нами была спроектирована педагогическая модель становления экологической картины мира у студентов на основе, имеющейся у них естественнонаучных и гуманитарных знаний.

4.Разработан волновой подход  как способ формирования  экологической картины мира. Формирование экологической картины мира есть целенаправленный многоэтапный процесс, со специфическими для каждого этапа механизмами, протекающий в течение индивидуального для каждого человека промежутка времени. Процесс естественнонаучного образования в логике аксиологического подхода обеспечивает всем его субъектам: постоянное взаимодействие с окружающим миром; возможность осмысления себя как субъекта окружающего мира и деятельности; обмен опытом взаимодействия с окружающим миром. Многомерность и безграничность окружающего мира обусловливают и многомерность его восприятия, отсюда формирование экологической картины мира, включающей представления отдельного человека, его миропонимание и его деятельность, представляет сплав знания, чувств, эмоций и отношений.Ообозначена сущность экологической культуры как методологической стратегии осуществления естественнонаучного образования, позволяющей усилить его воспитательный потенциал; определена сущность понятия «Экологическая картина мира» как основного понятия экологического образования и центрального для данного исследования; конкретизирована сущность и дана авторская интерпретация понятия «Экологическая картина мира», рассмотрена данная категория как педагогическое средство реализации в естественнонаучном образовании школьников Экологической картины мира; рассмотрена с современных научных представлений о вибрационно-волновой природе мира сущность картины мира и дано определение понятия Экологической картины мира что позволяет исследовать механизм формирования ее у подрастающего поколения; выявить причины низкой эффективности работы по формированию экологической картины мира; спроектировать Волновую Модель формирования Экологической картины мира; показать ее междисциплинарный характер; определить приоритетные задачи формирования Экологической картины мира как образа и как познавательной модели; внедрить метод визуализации абстрактных понятий на принципе резонансного согласования индивидуальных норм субъектов с социальными и духовно нравственными и морально этическими нормами и правилами гармоничного взаимодействиями с применением системы опорных образов Нормы. Все это позволяет применить алгоритм педагогической деятельности с применением опорных образов Нормы в процессе визуализации абстрактных понятий ЭКМ и системы экологических ценностей; разработать подходы для применения метода визуализации базовых абстрактных понятий картины мира (единство, порядок, связь, ответственность, отношения, переход, созревание и др. «Экологическая картина мира: закономерности формирования представлений в период детства. Волновой подход» учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. 279 с.

Публикации

 Опубликовано более 450 научных работ, общим объемом 527 печатных листов.86 публикаций в РИНЦ.

Участие в выполнении грантовых проектов

Моисеева Л.В. -  разработчик (в составе авторского коллектива) четырех образовательных программ магистратуры по направлению «Педагогическое образование», а также, национальных и региональных образовательных стандартов экологического образования Курганской и Пермской областей.

 Соисполнитель ГРАНТА в Университете им. НАЗАРБАЕВА. Г. АСТАНА

Руководство кандидатскими и докторскими диссертациями

Под руководством Моисеевой Л.В. защищены 35 кандидатских и 5 докторских диссертаций по проблемам экологического образования детей, студентов и преемственности между дошкольным, школьным и профессиональным образованием.

Научно-организационная  деятельность

 Моисеева Л.В. -  Председатель диссертационного совета Д 212.283.06 по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 13.00.07 Теория и методика дошкольного образования, 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (естествознание, основы безопасности жизнедеятельности, уровень общего и профессионального образования) и 19.00.07 Педагогическая психология (с 1998 по 2016)..

Зам председателя диссертационного совета Д 212.283.04. при УрГПУ по 13.00.02. по сей день.

Член пяти Диссертационных Советов по специальности 13.00.01 Общая педагогика, 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика, математика, физика, биология), 13.00.08- Профессиональное образование.

 Руководитель федеральной экспериментальной площадки дошкольных образовательных организаций Урала при РАО.

Член Проблемного совета по экологическому образованию Президиума Российской академии образования.

Член УМО по экологии при Министерстве образования и науки РФ.

Участник международного обмена лекторами в Казахстане .г.Алматы. Университеты: КазНПГ им.Абая, Женский педагогический университет, УНИВЕСИТЕТ АЛМАТЫ, г.Караганда, Чи мкент.

Эксперт по аттестации и аккредитации ВУЗов при Минобрнауки РФ. Имеет опыт организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников высшей школы в том числе: Казанский федеральный университет, Курганский государственный университет, Шадринский государственный педагогический университет, Пермский государственный гуманмтарно-педагогический университет. педагогики детства и экологического образования детей

Моисеева Л.В. является членом рецензионной коллегии научного рецензируемого периодического журнала «Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация» https://vestnik-fvis.jimdo.com/ https://elibrary.ru/title_about.asp?id=61045 с 20 ноября 2017 г. 1. Моисеева Л.В. является членом рецензионной коллегии научного рецензируемого периодического журнала Национальной академии Казахстана им. И Алтынсарина. «ОБРАЗОВАНИЕ-БЕЛИМ»! а также Журнала 2. « Таврический научный вестник», Симферополь 3. «Астраханский вестник экологического образования», г. Астрахань. 4. Г.Чебоксары Научно-методический журнал «Научно-методическая работа в образовательной организации» НОУ ДПО Экспертно-методический центр. Участник международного обмена лекторами в Казахстане . г.Алматы. Университеты: КазНПГ им.Абая, Женский педагогический университет, УНИВЕРСИТЕТ АЛМАТЫ, г.Караганда, Технологический Университет. Чимкент, Педагогический Университет Индекс цитирования работ 348 , Индекс Хирша 9 Публикации и печатные издания eLIBRARY.RU Коды счетчиков Ссылка на список публикаций:

Повышение квалификации.

2018г Сертификат на 20 часов « Летняя школа преподавателя «Издательства ЮРАЙТ». Удостоверение о повышении квалификации ЗА 2018г Удостоверение о повышении квалификации «профессиональные компетенции высшей школы и профессиональные квалификации в профессиональной деятельности» от26 апреля 2018г. 24 часа. Удостоверение о повышении квалификации 16 час. от 16 февраля 2018 « Наукометрия и реализация публикационной деятельности в вузе», Удостоверение о повышении квалификации «технология реализации публикационной деятельности в вузе.»

Награды

Имеет звание  «Почетный работник высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ» и награждена нагрудным знаком

 "Почетный работник высшего профессионального образования" Министерства образования и науки РФ ((№ 08-498 от 15.05.1999),

Звание "Заслуженный деятель науки и образования" Российской академии естествознания (2009),

Как автор лучших коллективных изданий награждена дипломом "Золотая кафедра России" (2010),

Решением президиума Российской академии естествознания награждена дипломом серии "Золотой фонд отечественной науки" (2011).