Онлайн-энциклопедия «Ученые – профессиональному образованию»

Садовникова Надежда Олеговна

Ученое звание: доцент

Ученая степень: кандидат психологических наук

Научные интересы: психология профессионального развития, психология профессионального образования, психология кризиса и кризисных состояний, личность в эпоху цифровизации, психология сознания, психология смысла

Членство в РАО и других академиях (в том числе общественных): член Российского психологического общества

Место работы: ФГАОУ ВО РГППУ

Регион: Свердловская область

Училась в Средней общеобразовательной школе №115, была старостой класса. В 1996 году поступила в УрГППУ на факультет психологии, который окончила в 2001 с отличием. На протяжении всего срока обучения проявила высокую активность: была старостой учебной группы, участвовала в факультетских и университетских мероприятиях.

С 2001 года по 2002 год работала в Департаменте Федеральной государственной службы занятости населения в должности ведущего специалиста, занималась вопросами профориентации и психологической поддержки.

С 2002 г. по 2010 г. работала в  ФГАОУ ВПО РГППУ. Прошла путь от ассистента кафедры социальной и прикладной психологии до доцента кафедры психологии профессионального развития. В 2006 году Садовникова Н.О. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблема взаимосвязи агрессивности учителя со стратегиями преодоления профессионального кризиса личности» (по специальности 19.00.07 – педагогическая психология) по итогам чего ей была присвоена степень кандидата психологических наук. В 2008 году получила звание «доцента».

На протяжении всего периода работы на кафедре занималась организацией учебно-методической работы. Была председателем методической комиссии Института психологии, членом Совета по качеству и Научно-методического совета. Являлась тьютором образовательной программы по направлению 37.03.01 - Психология (бакалавриат).

С 2010 по 2014 гг. Садовникова Н.О. работала на кафедре акмеологии и психологии управления факультета менеджмента и повышения квалификации УргПУ. Являлась тьютором образовательной программы по направлению подготовки 38.03.03 – Управление персоналом (бакалавриат), а также научным руководителем экспериментальной площадки в МКДОУ №15 г. Богдановича (Свердловская область), тема исследования «Разработка и апробирование модели инновационной организационной культуры, как средства развития инновационного потенциала МДОУ».

В 2014 году Садовникова Н.О. была приглашена на должность заведующей кафедры психологии и физиологии Института психологии ФГАОУ ВО РГППУ.

В настоящее время Садовникова Н.О. является заведующей кафедрой профессиональной педагогики и психологии, научным руководителем магистерской программы «Научно-методическое обеспечение профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ».

С 2016 по 2018 год Садовникова Н.О. выполняла обязанности заместителя директора Института психолого-педагогического образования по образовательным проектам, была председателем методической комиссии Института психолого-педагогического образования.

На протяжении своего научного и профессионального пути Садовникова Н.О. была участником и руководителем ряда научно-исследовательских проектов. Среди них:

1. Задание Минобразования № 00-310-02 «Исследование психолого-педагогических закономерностей личностно ориентированного образования» (исполнитель).

2. Грант РГНФ №04-06-00255а «Психотехнологии преодоления профессионально обусловленных деструкций личности» (исполнитель).

3. Грант РГНФ №13-401-07 "Научно-методическое психолого-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования" (исполнитель).

4. Грант РГНФ №12-06-00533 «Власть как условие формирования профессиональной деформации личности руководителя образовательного учреждения» (исполнитель).

5. Грант РГНФ №08-06-00501а тема "Ценностно-смысловые особенности переживания кризисов профессионального развития" (руководитель).

6. Грант РГНФ 16-36-01031 а2 - Психологические механизмы переживания  педагогами профессионального кризиса личности. 2016 - 2018 (руководитель).

Результатом научной деятельности на сегодня явилась концепция переживания педагогами профессионального кризиса личности.

Садовниковой Н.О. опубликовано более 100 научных и методических трудов. Среди них научные статьи в рецензируемых журналах, а также в журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science (всего 24 публикации), учебные пособия (12), монографии (5). Наиболее значимыми являются:

  1. Практикум по основам профориентологии (учебное пособие). Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2004. 189 с. (в соавт.)
  2. Профориентология: теория и практика (учебное пособие). М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 170 с. (в соавт.)
  3. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции (учебное пособие). Екатеринбург, 2005. ( в соавт.)
  4. Глоссарий по психологии профессионального развития. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. (в соавт.)
  5. Психотехнологии преодоления барьеров профессионального развития, Психотехнологии преодоления барьеров профессионального развития. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2008. 183с. Ценностно-смысловые особенности кризисов профессионального развития. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 157с.
  6. Ценностно-смысловые особенности ненормативного кризиса профессиональной карьеры // Образование и наука: Известия УрО РАО. Екатеринбург: УрО РАО, 2009, №6. С.89-97.
  7. Дидактические конструкты психологии профессионального образования (гриф УМО по ППО). Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та . 2012.
  8. Организационное поведение (учебное пособие). Екатеринбург, 2013. 
  9. Смысложизненные ориентации педагогов в ситуации профессионального кризиса личности // Научный диалог: Екатеринбург: Научный диалог. 2016, №9. С.297-310.
  10. Феноменологический подход в исследовании профессионального кризиса личности педагога // Успехи современной науки и образования. Белгород: Успехи современной науки и образования. 2016, №9. С.45-50
  11. Исследование защитно-совладающего поведения педагогов инклюзивного профессионального образования // Научный диалог. 2017. Вып. 8. С. 385-397.
  12. Особенности защитно-совладающего поведения педагогов, переживающих профессиональный кризис личности (Specifics of Defence and Coping Behaviour among Teachers Experiencing a Professional Identity Crisis)// Journal of Engineering and Applied Sciences, 2017 (Scopus)
  13. Semantic context of professional identity crisis experience by teachers// XLinguae. 2017. Vol. 10, Issue 4. P. 169 - 183 (Scopus)
  14. Смысловая саморегуляция в контексте переживания педагогами профессионального кризиса личности // Научный диалог. 20 № 1.
  15. Psychological readiness of teachers of professional education to the activities in the conditions of inclusion // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol.7 . Issue.9.2. P. 180-191.(Scopus)
  16. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности // Научный диалог. Екатеринбург, 2017, 11, 468 – 479.
  17. Психологические особенности переживания педагогами профессионального кризиса личности // Образование и наука, Екатеринбург, 2017. С. 83-99.
  18. Феноменология как основа психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности // Современные исследования социальных проблем. 2017. С. 128-141.
  19. Психология переживания профессионального кризиса личности. Екатеринбург, 2018. 136 с. (монография)
  20. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, 2018. 105 с.

Отдельным направлением исследований является изучение готовности педагогов профессиональных образовательных организаций к реализации принципов инклюзии.

За успехи и достижения в профессиональной деятельности Садовникова Н.О. была награждена:

1. Почетной грамотой РГППУ за победу в конкурсе «Лучший куратор академической группы» (2005/2006 уч. год). 

2. Почетной грамотй РГППУ за победу в конкурсе на звание «Лучший молодой преподаватель института» (2006/2007).

3. Благодарностью Министерства общего и профессионального образования (2007 г.).

4. Благодарственным письмом Управления образования Администрации города Екатеринбурга (2013г.).