Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
Уткин Анатолий Валерьевич
Ученое звание: доцент
Ученая степень: доктор педагогических наук
Научные интересы: история отечественного образования и педагогики; философия образования; история российского учительства.
Членство в РАО и других академиях (в том числе общественных): член Бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
Место работы: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
Регион: Свердловская область
Уткин Анатолий Валерьевич родился 10 января 1962 года в г. Нижний Тагил Свердловской области. В 1984 году с отличием закончил историко-английский факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. Квалификация – учитель истории, обществознания и английского языка. Трудовую деятельность в вузе начал в 1989 году, когда перешел с должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ №20 (в те годы – базовой площадки НТГПИ) на должность старшего преподавателя кафедры педагогики.
В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию в аспирантуре Института развития личности Российской академии образования (лаборатория академика Б.Т. Лихачева, науч. рук-ль – д-р пед. наук, проф. Н.С. Дежникова). С 1996 г. – заведующий кафедрой педагогики НТГСПИ, с 2000 г. – директор Департамента психолого-педагогического образования НТГПИ. Член Ученого совета вуза в 1996-2015 гг.
В 2003-2007 гг. - докторант Уральского государственного педагогического университета.
2008-2013 гг. – проректор по информационно-техническому обеспечению образовательного процесса Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (НТГСПА); в 2013-2014 гг. - первый проректор, проректор по финансово-экономическому развитию и кадровым вопросам.
Являлся научным консультантом школ-лидеров образования г. Нижний Тагил: лицея № 51 (Программа содержания воспитания лицеистов «Школа как педагогическая экосистема» лицензирована Министерством образования области и стала победителем Всероссийского конкурса материалов по воспитательной работе 1997 года); с 1995 по 2000 гг. руководил опытно-экспериментальной работой МОУ СОШ № 9 по теме «Индивидуально-типологические особенности учащихся как условие проектирования образовательного процесса» (грант Президента РФ), Центра профессионального самоопределения школьников (грант Главы города Нижний Тагил), МОУ СОШ № 6 им. А.П. Бондина. Методист высшей квалификационной категории.
В 2013 г. защитил диссертацию «Миссия учителя как предмет теоретического осмысления отечественной педагогической мысли XVIII – нач. XX века» на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Московском психолого-педагогическом университете (спец. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования). Под его руководством в 2015 г защищена кандидатская диссертация (Опрятнова Ю.Г. Социальная роль родного языка как средства воспитания учащихся в теоретических представлениях отечественных педагогов втор. пол. XVIII – нач. XX вв.). В настоящее время ряд аспирантов выполняют исследования в области истории отечественного образования.
А. В. Уткин автор более 180 научных и учебно-методических работ, среди них: 5 монографий, 12 авторских глав в коллективных монографиях, 21 научная статья в центральных изданиях, рекомендованных ВАК. Руководитель проблемной научно-исследовательской лаборатории «История отечественного образования и педагогики». Руководитель магистерской программы по направлению 44.04.01 - Педагогическое образование; руководитель аспирантуры по спец. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.
С 2007 г. постоянный член оргкомитета международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» (Москва). Главный редактор Всероссийского научно-педагогического периодического издания «Историко-педагогический журнал» (с 2014 г.).
С 2016 г. – член Бюро Научного совета по истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (Москва), с 2017 г. – член Научного совета Научного центра Российской академии образования Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург).
Автор программы и научный руководитель региональной инновационной площадки «Три П: Проект. Портфолио. Профиль» на базе НТГСПИ (ф) РГППУ (постановление Правительства Свердловской области № 887-ПП от 22.12.2016 г.).
Отмечен Благодарственным письмом и Грамотой Министерства образования Российской Федерации, награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования», медалью общественного признания «За труды в просвещении».
Монографии и учебные пособия:
Уткин, А.В. Миссия учителя в государственной образовательной политике России XVIII - первой половине XIX веков / А.В. Уткин. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2007. – 160 с. (10,0 п.л.)
Уткин, А.В. Государственный и общественный идеалы учителя в российском образовании второй половины XIX века / А.В. Уткин // Развитие образования и педагогической мысли в истории общества: коллективная монография / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2007. – С. 148–169. (2,0 п.л.)
Уткин, А.В. Социальная роль учительства в демократическом движении России начала XX века / А.В. Уткин // Эволюция теории практики образования в историко-педагогическом процессе: монография – В 2-х Т. – Т.1: Культура, Демократия, Гуманизм / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2008. – С.161–182. (2,0 п.л.)
Уткин, А.В. Миссия учителя как предмет общественно-педагогических дискуссий России конца XIX – начала XX веков / А.В. Уткин // Педагогика: семья – школа – общество: коллективная монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – Книга 16. – С.7–19. (1,8 п.л.)
Уткин, А.В. Миссия учителя как предмет педагогического исследования / А.В.Уткин // Ментально-миссионное направление в образовании: коллективная монография / под ред. А.С. Белкина, Т.А Сутыриной. – М.: «Спутник +», 2009. – С. 211–221. (0,8 п.л.)
Уткин, А.В. Социальная миссия учителя: философско-педагогическая рефлексия проблемы в России начала XX века / А.В. Уткин // История педагогики (материалы к учебному курсу): учебное пособие / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2009. – С.147–169. (2,0 п.л.)
Уткин, А.В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII – начала XX веков: монография / А.В. Уткин. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – 320 с. (20,0 п.л.)
Учитель, перед именем твоим… : материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем», Нижний Тагил, 8-9 апреля 2010 г. / отв. ред. А.В. Уткин. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – 232 с. (16,5 п.л.)
Миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем : коллективная монография. / отв. ред. А.В. Уткин. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – 408 с. (25,5 п.л.)
Салов, А.И., Уткин, А.В. Миссия и образ учителя в отечественной пе-дагогике первой трети XX века: монография. (Серия: Историко-педагогическое знание. – Вып.48) / под ред. Г.Б.Корнетова. – М.: АСОУ, 2012. – С.9–73. (в соавторстве, 8,75 п.л./ 4,75 п.л.)
Уткин, А.В. Миссия учителя в истории российского образования XVIII-начала XX ве¬ков: монография / А.В. Уткин. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.- Deutschland. – Saarbrücken. – 2012. – 360 с. (20,0 п.л.)
Уткин, А.В. Теоретическое осмысление миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX века / История педагогики сегодня: Материалы Первого национального форума российских историков педагогики. Москва, 25 апреля 2013 г. / под ред. Г.Б. Корнетова. - М. АСОУ, 2013. - 344 с. - С.114 - 124. (0,5 п.л.).
Уткин, А.В. Формирование понимания социально-педагогической миссии учителя в России в конце XIX-начале XX века /А.В. Уткин // Педагогическое наследие человечества: монография В 2 т. Т.2. История отечественного образования и педагогической мысли / под ред. Г.Б. Корнетова. - М. : АСОУ.- 2013. - 228 с. - С.102-108. (0,7 п.л.)
Уткин, А.В. Стенограмма Девятой международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики» (Москва, Академия социального управления, 14 ноября 2013 г.) / А.В. Уткин //Восхождение к истории педагогики: монография. В 2 т. Т. 1. Теория истории педагогики. История педагогики за рубежом / под ред. Г. Б. Корнетова. – М. : АСОУ, 2014. – 188 с. – С. 161 – 188. (1,2 п.л.) (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып. 75).
Уткин, А.В. Государственный и общественный идеал учителя в отечественной педагогике (вторая половина XIX века) / А.В. Уткин // Исторические пути развития образования и педагогики: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. – М. : АСОУ, 2015. – 444 с. – гл. 11. - С.183–201. (2,0 п.л.)
Уткин, А.В. Философско-педагогическое осмысление социальной миссии учителя в России начала XX столетия / А.В. Уткин // Образование и педагогическая мысль в истории человеческого общества : учебное пособие / под ред. Г.Б. Корнетова. – М. : АСОУ, 2015. – 212 с. – С.159 – 183. (2,0 п.л.)
Уткин А.В. Осмысление миссии учителя в России на рубеже ХIХ–ХХ веков / Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. – М. : АСОУ, 2016. – 420 с. – С. 163 –170. (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып. 96)