Онлайн-энциклопедия «Ученые – профессиональному образованию»

Зеер Эвальд Фридрихович

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор психологических наук

Научные интересы: психология профессионального становления: периодизация профессионального развития, профессионально обусловленные деструкции, психотехнологии социально-профессиональных достижений; профессиональное образование

Членство в РАО и других академиях (в том числе общественных): Член-корреспондент РАО

Место работы: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития

Регион: Свердловская область

1. Участие в создании образовательных учреждений и (или) структурных подразделений образовательных организаций.

Э.Ф. Зеер является основателем первого на Урале факультета психологии при Уральском государственном профессионально-педагогическом университете (1993г.) целевой ориентацией которого стала подготовка психологов для системы непрерывного профессионального образования.

Эвальд Фридрихович принимал активное участие в проектировании и реализации инженерно-педагогического и профессионально-педагогического образования, о чем свидетельствуют его публикации по проблемам развития этого инновационного для России и Урала образования. В последние годы им опубликованы статьи, в которых обосновываются основные направления модернизации профессионально-педагогического образования. Приведем некоторые из них:

  • Зеер Э.Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3(36). С. 16-26
  • Зеер Э.Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный аспект // Научный диалог. 2015. № 10. С. 59-75.
  • Зеер Э.Ф. Проблемы развития профессионально-педагогического образования// Казанский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 9-21.
  • Зеер Э.Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 10. С. 15-19.
  • Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11. С. 387-400.
  • Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Шевченко В.Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 1. С. 9-24.
  • Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 5-10.
  • Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Социально-гуманитарная образовательная платформа развития транспрофессионализма субъектов профессиональной деятельности // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. 2018. С. 185-198 (в печати)
  •  Дополнение к «Энциклопедии профессионального образования» / Составители: Аксенова М.А., Ломакина Т.Ю., Яковлева М.Б. – М.: Изд-во «Институт стратегии развития образования РАО». 2017. -366 с. Статьи Зеера Э.Ф. (РИНЦ):

         Профессиология. С. 229-331;

         Психология профессионального образования. С. 271-275;

         Психология профессионального развития. С. 275-278;

         Психология профконсультирования. С. 278-280.

В 2010 г. при факультете университета Э.Ф. Зеером был организован научно-образовательный центр психологии профессионального развития основным содержанием работы Центра стало: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области психологии профессионального образования научно-педагогических работников организаций непрерывного профессионального и профессионально-педагогического образования на Урале.

О продуктивности Э.Ф. Зеера свидетельствуют получаемые им гранты:

  • Грант РГНФ: проект 15-06-10480 «Пространственно-временные особенности профессиональной транспективы субъекта постиндустриального общества». Сроки выполнения – 2015-2017 г.г.
  • Грант РФФИ: проект 18-013-01147 А «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъектов социономических профессий». Сроки выполнения – 2018-2020 г.г.

Проблемы модернизации профессионального и педагогического образования опубликованы Э.Ф. Зеером в 250 научных трудах: 12 монографиях, 9 учебных пособиях, 7 статьях в журналах Scopus, многочисленных статьях в журналах ВАК. Научная продуктивность Эвальда Фридриховича подтверждается высоким индексом Хирша – 32 (по данным elibrary). Зеер Э.Ф. входит в ТОП-100 наиболее цитируемых психологов России (9 место).

2. Награждение государственными наградами РФ:

  • «Отличник народного просвещения» (1975);
  •  «Отличник профтехобразования СССР» (1985);
  • «Медаль К.Д. Ушинского» (1995);
  • «Заслуженный деятель науки РФ» (1996);
  • Премия правительства РФ в области образования (2007);
  • «Орден Почета» (2009);
  • Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2017).

3. Награждение наградами Российской академии наук, международных научных организаций:

  • Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» (1994);
  • Золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2013).

4. Награждение ведомственными наградами и знаками отличия:

  • Премии губернатора Свердловской области по номинации «Профессор года» по Психолого-педагогическим наукам (2010;2014).

Прим. Материалы подтверждающие данные в Приложении 3.

5. Издание монографий, учебников и учебных пособий

5.1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник / Э.Ф. Зеер. -2 изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 416 с.

5.2. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 194 с.

5.3. Зеер Э.Ф., Уткина С.Н. Проективная дидактика: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та 2017. 156 с.

5.4. Зеер Э.Ф. Основы профессионального консультирования [Электронный ресурс] электронное учебное пособие [для вузов] / Э.Ф. Зеер, Е.В. Чубаркова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Электрон. дан. (1 папка: 29,6 Мб). – Екатеринбург: РГППУ, 2017.

5.5. Зеер Э.Ф. Психология взрослости [Электронный ресурс] электронное учебное пособие [для вузов] / Э.Ф. Зеер, Е.В. Чубаркова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Электрон. дан. (1 папка: 148 Мб). – Екатеринбург: РГППУ, 2017.

6. Научные статьи, опубликованные в 2017г. в журналах ВАК

1. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Шевченко В.Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 1. С. 63-81.

2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Борисов Г.И. Психологические факторы жизнеспособности человека позднего возраста // Известия РАО. 2017. № 1. С. 86-97.

3. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266-280.

4. Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Психологические основы взаимосвязи прогностических способностей саморегуляции поведения студентов // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 46-52.

5. Зеер Э.Ф., Журлова Е.Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. № 3. С. 77-92.

6. Трубина Г.Ф., Зеер Э.Ф., Мащенко М.В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащихся // Образование и наука. 2017. № 6. С. 9-32.

7. Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 5-10.

8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 8. С. 9-28.

9. Крежевских О.В., Зеер Э.Ф. Проектирование психолого-педагогической платформы подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2017. № 9. С. 38-45.

10.    Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / Образование и наука. Том 19, №8. 2017. С. 9-28

11.    Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая платформа транспрофессионализма педагога профессионального образования / Профессиональное образование. Столица. 2017. №6. С. 5-10

12.    Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» /Научный диалог. 2016. №11 (59). С. 387-399

13.    Зеер Э. Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова // Научный диалог. 2017.  № 12. С. 419-435

14. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Социально-гуманитарная образовательная платформа развития транспрофессиональной деятельности // В кн. «Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: колл. монография / Авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. -М.: изд-во «Экон-Информ», 2018. С. 227-240

 

7. Научные статьи, опубликованные в 2017г. в журналах Scopus

1.      The model of creation of energy-saving competence of students of high school / Zeer, E., Symaniuk, E., Pecherkina, A., Stepanova, A., Symaniuk, N.  2016 E3S Web of Conferences

2.      Technological platform for realization of students’ individual educational trajectories in a vocational school / Zeer, E.F., Streltsov, A.V.  2016 Mathematics Education

3.      Valuable and professional orientations as a social and psychological resource of development of a modern worker  / Zeer, E.F., Bragina, I.V.  2016 International Journal of Environmental and Science Education

4.      Psychological predictors of human hardiness formation / Zeer, E.F., Yugova, E.A., Karpova, N.P., Trubetskaya, O.V.  2016 International Journal of Environmental and Science Education

5.      Cybernetic welness of the youth: Psychological aspect / Zinnatova, M.V., Zeer, E.F., Zavyalova, E.V., Sorokin, V.A., Yudina, M.S.  2016 International Journal of Environmental and Science Education

6.      Approaches to monitoring of competences and qualifications / Simonova, M.V., Ilyukhina, L.A., Romantsev, G.M., Zeer, E.F., Khamatnurov, F.T.  2016 Mathematics Education

8. Наличие научной школы

Э.Ф. Зеер является основателем единственной в России научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих.

Уникальность исследований этой школы заключается в том, что впервые профессиональное становление рассматривается системно и непрерывно с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии, а также предлагается эффективная парадигма личностно развивающего и трансфессионального образования.

Об актуальности и научной новизне, теоретической и практической значимости, проводимых под руководством Э.Ф. Зеера исследований свидетельствуют, получаемые ежегодно гранты Минобразования РФ и РГНФ, а также проводимые Всероссийские научно-практические конференции по проблеме личностно развивающего профессионального и профессионально-педагогического образования.

Результаты исследования обобщены в монографиях Э.Ф. Зеера «Психология личностно ориентированного профессионального образования» (Екатеринбург, 2000); «Профессионально-образовательное пространство личности» (Екатеринбург, 2002); «Социально-профессиональное воспитание в вузе» (Екатеринбург, 2003); «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2006); «Развитие личности в системе непрерывного профессионального образования» (Екатеринбург, 2013); «Методология профессионального развития личности» (Екатеринбург, 2014); «Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития» (Екатеринбург, 2015), а также в учебных пособиях: «Психология профессий» (Москва, 2007); «Психология профессионального образования» (Москва 2004); «Основы профориентологии» (Москва,2005); «Психология профессиональных деструкций» (Москва, 2005); «Психология профессионального развития» (Москва, 2006); «Основы профессионального самоопределения» (Москва, 2007); «Психология взрослости» (Москва, 2011); «Психология профконсультирования» (Москва, 2014); «Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях» (Москва, 2015), а также практикумы дополняющие эти учебные пособия. Всего автором научной школы опубликовано около 350 работ, в том числе 13 монографий, 17 учебных пособий и 26 научно-методических пособий, 31 статья опубликованные в рецензируемых в журналах ВАК и зарубежных изданий.

         Об эффективности научной школы свидетельствуют 7 защищенных докторских и свыше 50 кандидатских диссертаций по актуальным проблемам психологии и педагогики профессионального образования.