Научный Центр РАО РГППУ- участник II Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете»

       21 – 22 марта 2023 года прошел II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете»,  в рамках которого обсуждались ключевые направления развития педагогического образования, подготовка предложений в области развития педагогической науки и педагогических кадров для системы образования.

      Участие в Форуме приняло свыше 1000 человек, среди которых   представители Министерства науки и высшего образования  Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, академики и члены-корреспонденты Российской академии образования, ректоры и проректоры российских классических университетов, руководители образовательных программ педагогического профиля и  образовательных структур, ведущих подготовку по направлению «Образование и педагогические науки», представители научных центров и инновационных площадок РАО, преподаватели, аспиранты и магистранты. На Форуме работали 13 секций, 9 Круглых столов, было представлено 34 региона,  около 100 организаций, которые занимаются реализацией высшего педагогического образования.

       Научный центр Российской академии образования  на базе РГППУ совместно с Институтом общественных наук УрГПУ  провел 21 марта в рамках работы Форума секцию на тему «Методологическая культура педагога: новые векторы развития в историко-педагогическом и социально-гуманитарном образовании». Инициаторами и модераторами встречи выступили ученый секретарь Научного центра РАО на базе РГППУ Людмила Андрюхина  и заведующая кафедры истории России УрГПУ  Галина Кругликова.

          На встрече были заслушаны доклады  д-ра  социол. наук, доцента кафедры философии, социологии и культурологии  УрГПУ Елены Прямиковой на тему «Обеспечение системности педагогического процесса при изучении истории и обществознания», канд. филос. наук, доцента УрГПУ  Людмилы Забары «Философская  антропология: новые методологические основания развития педагогических наук». Профессор, д-р полит. наук, зав. отделом  философии  Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук Ольга Русакова  раскрыла значение методологии в осмыслении политики памяти,  педагогический, воспитательный потенциал коммеморативных практик,  подчеркнула необходимость их включения в  педагогическую деятельность, в  социально-гуманитарное образование  в современных условиях. Ее доклад на тему «Дискурс российской политики памяти: методологические проблемы научного изучения» вызвал заинтересованную научную дискуссию среди участников.

К обсуждению вопросов формирования культуры педагога присоединилась  д-р пед. наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Людмила Коломийченко. В выступлении были актуализированы методологические основы педагогических исследований в области духовно - нравственного воспитания / формирования духовно - нравственных ценностей. Д-р пед. наук, профессор РГППУ Николай Чапаев, осветил методологическую составляющую профессиональной идентичности педагога профессионального обучения. Канд. пед. наук, доцент РГППУ Мария Фоминых   представила  свой авторский вариант методологии проблемного обучения в условия конвергентной среды.

Большой интерес вызвали выступления, посвященные историческому образованию.  В докладе советника министра образования и молодежной политики Свердловской области, канд. историч. наук, доцента,   учителя СУНЦ УрФУ  Изабеллы Огоновской  было  раскрыто  методологическое значение историко-культурного стандарта как инструмента реализации историко-антропологического подхода  в историческом образовании.  А  главный специалист управления образования администрации городского округа «Город Лесной», канд. ист. наук,  доцент Елена Черепанова обосновала  значение историко-антропологического подхода в изучении истории и форм организации на его основе  образовательного процесса как   основы становления  общегражданской идентичности обучающихся. Яркий пример реализации данного подхода   в педагогической практике   был  также представлен в   выступлении  канд. пед. наук,  доцента РГППУ  Марии Снегиревой, которая рассказала  об участии студентов РГППУ в сохранении культурного наследия Уралмаша и о  методологии преподавания региональной истории. Сообщение канд. пед. наук,  доцента НТГСПИ Ирины Шкабара подтвердило тезис о важности  интеграции историко-педагогического знания в образовательный процесс как  условии  формирования методологической культуры будущего педагога.

Выступление профессора Людмилы Андрюхиной было посвящено методологическим вопросам цифровой дидактики социально - гуманитарного образования. Она подчеркнула, что процесс цифровой трансформации образования  выдвигает целый круг как фундаментальных методологических вопросов, так  и проблем   практической методологии педагогической деятельности. "Только на основе подлинно гуманистических ценностей, педагогической антропологии мы можем сегодня как уйти от крайностей "цифрового технократического  оптимизма", так и не впасть в «цифровой пессимизм». Главное не подменить на практике  гуманизацию, персонализацию образоввния -  технократизацией и деперсонализацией" - сделала вывод  докладчик.  Участники встречи обсудили как достижения, так и риски, с которыми сталкивается современная система образования в цифровом пространстве.

Итогом встречи стали предложенные рекомендации, направленные в Российскую академию образования, включающие как направления теоретических исследований, так и практически-ориентированные варианты развития методологической культуры педагогов социально-гуманитарного профиля.

Рекомендации по итогам работы секции.