Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
21 – 22 марта 2023 года прошел II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете», в рамках которого обсуждались ключевые направления развития педагогического образования, подготовка предложений в области развития педагогической науки и педагогических кадров для системы образования.
Участие в Форуме приняло свыше 1000 человек, среди которых представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, академики и члены-корреспонденты Российской академии образования, ректоры и проректоры российских классических университетов, руководители образовательных программ педагогического профиля и образовательных структур, ведущих подготовку по направлению «Образование и педагогические науки», представители научных центров и инновационных площадок РАО, преподаватели, аспиранты и магистранты. На Форуме работали 13 секций, 9 Круглых столов, было представлено 34 региона, около 100 организаций, которые занимаются реализацией высшего педагогического образования.
Научный центр Российской академии образования на базе РГППУ совместно с Институтом общественных наук УрГПУ провел 21 марта в рамках работы Форума секцию на тему «Методологическая культура педагога: новые векторы развития в историко-педагогическом и социально-гуманитарном образовании». Инициаторами и модераторами встречи выступили ученый секретарь Научного центра РАО на базе РГППУ Людмила Андрюхина и заведующая кафедры истории России УрГПУ Галина Кругликова.
На встрече были заслушаны доклады д-ра социол. наук, доцента кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ Елены Прямиковой на тему «Обеспечение системности педагогического процесса при изучении истории и обществознания», канд. филос. наук, доцента УрГПУ Людмилы Забары «Философская антропология: новые методологические основания развития педагогических наук». Профессор, д-р полит. наук, зав. отделом философии Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук Ольга Русакова раскрыла значение методологии в осмыслении политики памяти, педагогический, воспитательный потенциал коммеморативных практик, подчеркнула необходимость их включения в педагогическую деятельность, в социально-гуманитарное образование в современных условиях. Ее доклад на тему «Дискурс российской политики памяти: методологические проблемы научного изучения» вызвал заинтересованную научную дискуссию среди участников.
К обсуждению вопросов формирования культуры педагога присоединилась д-р пед. наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Людмила Коломийченко. В выступлении были актуализированы методологические основы педагогических исследований в области духовно - нравственного воспитания / формирования духовно - нравственных ценностей. Д-р пед. наук, профессор РГППУ Николай Чапаев, осветил методологическую составляющую профессиональной идентичности педагога профессионального обучения. Канд. пед. наук, доцент РГППУ Мария Фоминых представила свой авторский вариант методологии проблемного обучения в условия конвергентной среды.
Большой интерес вызвали выступления, посвященные историческому образованию. В докладе советника министра образования и молодежной политики Свердловской области, канд. историч. наук, доцента, учителя СУНЦ УрФУ Изабеллы Огоновской было раскрыто методологическое значение историко-культурного стандарта как инструмента реализации историко-антропологического подхода в историческом образовании. А главный специалист управления образования администрации городского округа «Город Лесной», канд. ист. наук, доцент Елена Черепанова обосновала значение историко-антропологического подхода в изучении истории и форм организации на его основе образовательного процесса как основы становления общегражданской идентичности обучающихся. Яркий пример реализации данного подхода в педагогической практике был также представлен в выступлении канд. пед. наук, доцента РГППУ Марии Снегиревой, которая рассказала об участии студентов РГППУ в сохранении культурного наследия Уралмаша и о методологии преподавания региональной истории. Сообщение канд. пед. наук, доцента НТГСПИ Ирины Шкабара подтвердило тезис о важности интеграции историко-педагогического знания в образовательный процесс как условии формирования методологической культуры будущего педагога.
Выступление профессора Людмилы Андрюхиной было посвящено методологическим вопросам цифровой дидактики социально - гуманитарного образования. Она подчеркнула, что процесс цифровой трансформации образования выдвигает целый круг как фундаментальных методологических вопросов, так и проблем практической методологии педагогической деятельности. "Только на основе подлинно гуманистических ценностей, педагогической антропологии мы можем сегодня как уйти от крайностей "цифрового технократического оптимизма", так и не впасть в «цифровой пессимизм». Главное не подменить на практике гуманизацию, персонализацию образоввния - технократизацией и деперсонализацией" - сделала вывод докладчик. Участники встречи обсудили как достижения, так и риски, с которыми сталкивается современная система образования в цифровом пространстве.
Итогом встречи стали предложенные рекомендации, направленные в Российскую академию образования, включающие как направления теоретических исследований, так и практически-ориентированные варианты развития методологической культуры педагогов социально-гуманитарного профиля.
Рекомендации по итогам работы секции.