Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию».
Перед заполнением формы авторам необходимо ознакомиться с Правилами для авторов биографий для опубликования в энциклопедии «Педагог – исследователь».
15 декабря 2020 года состоялось СОВЕЩАНИЕ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ РАО, НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ РАО, которое проходило в онлайн режиме.
С докладом «О совместной работе региональных научных центров РАО, научных центров РАО по реализации решения общего собрания членов РАО от 12.12.19 г. о создании региональных систем управления развитием научного потенциала регионов в сфере образования в 2020 г.» выступил руководитель Центра развития образования РАО Эммануил Робертович Баграмян.
В начале своего выступления Эммануил Робертович передал приветствия участникам совещания от Президента РАО Юрия Петровича Зинченко и заместителя Президента РАО Игоря Сергеевича Павлова.
В докладе были подведены итоги деятельности центров РАО за 2020 год, был отмечен высокий уровень научной и образовательной активности регионов несмотря на сложные условия пандемии.
Сеть созданных региональных научных и научных центров РАО даёт возможность разрабатывать научные основы образования в Российской Федерации с учётом социально-экономических изменений в обществе и этнокультурных особенностей и традиций народов России при неукоснительном соблюдении принципа учёта единства образовательного пространства в условиях многонационального государства.
Выполняемые партнёрами научно-академической сети фундаментальные исследования и прикладные разработки решают крупные проблемы развития теории педагогики и психологии, развивают научно-методическое обеспечение процессов модернизации российского образования в соответствии с требованиями:
— инновационной цифровой экономики;
— гуманитарно-духовных запросов современного информационного общества и остроактуального общественного запроса, связанного с моделями воспитания личности, гражданина и профессионала;
— приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, отражённых в главных стратегических документах: НП «Образования», «Наука», Указах Президента РФ.
В частности, имеются основания утверждать, что достигнуты определённые научные результаты по следующим направлениям фундаментальных исследований:
– «Междисциплинарные исследования современного детства». Информация о ведущихся исследованиях предоставлена рядом РНЦ и НЦ РАО, на базе:
Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;
Гуманитарного университета;
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и др.;
– «Социализация в информационном пространстве мультикультурного общества» – проблематика отражена в ряде крупных исследований, проводимых РНЦ и НЦ на базе:
Донского государственного технического университета; Адыгейского государственного университета;
Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского и др.;
– «Психолого-педагогическое сопровождение развивающей и безопасной образовательной среды» – в рамках исследований РНЦ и НЦ РАО на базе:
Омского государственного педагогического университета;
Российского государственного профессионально-педагогического университета и др.
Проводятся исследования по другим направлениям, определённым планом фундаментальных и поисковых научных исследований РАО, в частности, по проблемам:
– перехода профессионального образования на инновационный путь развития (НЦ РАО на базе: Российского государственного профессионально-педагогического университета; Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко и др.);
– перспектив развития непрерывного педагогического образования;
– научных обоснований современных стратегий и прогнозирование тенденций развития образования, и др.
Полученные РАО результаты позволяют однозначно констатировать:
систематический анализ и обобщение отчётных материалов РНЦ и НЦ способствуют формированию многостороннего системного представления о фундаментальных и научно-прикладных исследованиях по вопросам состояния и перспектив развития педагогического образования в Российской Федерации, ведущихся наиболее авторитетными научными коллективами страны.
В целях повышения педагогической культуры российского общества РНЦ и НЦ при координации РАО апробируют востребованные образовательные технологии, средства и формы организации обучения и воспитания.
Развивающаяся под руководством Российской академии образования научная академическая сеть центров РАО оказывает научно-методическую помощь:
— образовательным организациям разных уровней образования;
— органам управления образованием в совершенствовании системы подготовки педагогов и преподавателей общеобразовательных, профессиональных и высших образовательных учреждений.
Особым направлением деятельности научной сети РАО является обобщение и распространение исторического и современного опыта развития образования и педагогической теории.
В 2020-м году сетевым академическим сообществом РАО было проведено более ста значимых мероприятий теоретико-методологической, научно-методической и научно-прикладной направленности: научно-практические конференции и форумы международного, общероссийского и регионального уровней, в том числе, в сетевом мультисекционном формате, активно поддержанном Российской академией образования. Предметом обсуждения (и принятых решений) стали следующие актуальные проблемы:
– роль и значение системы образования в новых социально-экономических и социокультурных реалиях;
– педагогическое образование и модель «учителя будущего»;
– современные вызовы и государственная молодёжная политика;
– дидактика 21 века и др.
Результаты организационно-координирующей и экспертно-аналитической деятельности РАО по планомерному развитию сети партнёрских отношений позволяют определить достигнутый уровень кооперации как устойчивое и имеющее отчётливые перспективы развития научное и организационно-методическое основание развития системы сетевого общественно-научного взаимодействия на качественно новом уровне. Сеть также прирастает новыми центрами. В 2020 году открыты Амурский НЦ РАО на базе Амурского ГУ, Иркутский НЦ РАО на базе «Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека». Готовятся к подписанию документы на создание Вологодского НЦ РАО на базе Вологодского ГУ.
Были обозначены темы для обсуждения в ближайшей перспективе (начало 2021 года)
- Предложения по формированию планов работы РНЦ, НЦ с учётом:
- основных целевых показателей реализации национального проекта «Образования» и национального проекта «Наука»;
- целей и задач реализации «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035»;
- целей и задач реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- плана фундаментальных и прикладных исследований РАО;
- целей и задач реализации иных нормативных документов в сфере наук об образовании.
- Предложения по актуализации научных направления РНЦ, НЦ в контексте развития экспертно-аналитической базы развития педагогического образования
- Предложения по формам и срокам актуализации инновационных площадок РАО, предложения по статусу и перспективам взаимодействия «РНЦ (НЦ) РАО – инновационные площадки»
- Предложения по форматам взаимодействия экспертных межрегиональных групп по разным направлениям исследований, имеющих стратегическое значение
Резюмируя, Э.Р. Баграмян подчеркнул, что перспективы развития системы сетевого академического сообщества Российской академии образования связаны с:
– дальнейшим развитием и укреплением сети региональных центров РАО в субъектах РФ; развитием и организационно-методической поддержкой инновационных площадок РАО в регионах как полигонов передовой педагогической мысли и практики;
– формированием междисциплинарных межрегиональных экспертных сообществ по различным проблемам развития системы образования в целом, по уровням, педагогического образования;
– формированием экспертно-аналитической базы развития педагогического образования; развития образовательных систем и дидактики.
– развитием координирующего центра обеспечения научных коммуникаций с передовыми зарубежными центрами.
Участники совещания обсудили также формы взаимодействия между центрами, обменялись мнениями и по другим приоритетным вопросам. В работе совещания приняла участие ученый секретарь НЦ РАО РГППУ профессор Л.М.Андрюхина.