СОСТОЯЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ РАО, НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ РАО

15 декабря  2020 года  состоялось СОВЕЩАНИЕ  С РУКОВОДИТЕЛЯМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ РАО, НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ РАО, которое проходило в онлайн режиме.  

С докладом «О совместной работе региональных научных центров РАО, научных центров РАО по реализации решения общего собрания членов РАО от 12.12.19 г. о создании региональных систем управления развитием научного потенциала регионов в сфере образования в 2020 г.» выступил руководитель Центра развития образования РАО   Эммануил Робертович Баграмян.

В начале своего выступления Эммануил Робертович передал приветствия участникам совещания  от Президента РАО Юрия Петровича Зинченко и  заместителя Президента РАО  Игоря Сергеевича Павлова.

 В докладе были подведены итоги деятельности центров РАО  за 2020 год, был отмечен высокий уровень научной и образовательной активности регионов  несмотря на сложные условия пандемии.

 Сеть созданных региональных научных  и научных центров РАО даёт возможность  разрабатывать научные основы образования в Российской Федерации с учётом социально-экономических изменений в обществе и этнокультурных особенностей и традиций народов России при неукоснительном соблюдении принципа учёта  единства образовательного пространства в условиях многонационального государства.

      Выполняемые  партнёрами научно-академической  сети фундаментальные исследования и прикладные разработки решают крупные проблемы развития теории педагогики и психологии, развивают  научно-методическое обеспечение процессов модернизации российского образования в соответствии с требованиями:

—  инновационной цифровой экономики; 

— гуманитарно-духовных запросов современного информационного общества и остроактуального общественного запроса, связанного с моделями воспитания личности, гражданина и профессионала;

—  приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, отражённых в главных стратегических документах: НП «Образования», «Наука», Указах Президента  РФ.

В частности, имеются основания утверждать, что достигнуты определённые научные результаты по следующим направлениям фундаментальных исследований:

–             «Междисциплинарные исследования современного детства». Информация о ведущихся исследованиях предоставлена рядом РНЦ и НЦ РАО, на базе: 

Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;

Гуманитарного университета;

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и др.;

–             «Социализация в информационном пространстве мультикультурного общества» –  проблематика отражена в ряде крупных исследований, проводимых РНЦ и НЦ на базе:

Донского государственного технического университета; Адыгейского государственного университета;

Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского и др.;

–             «Психолого-педагогическое сопровождение развивающей и безопасной образовательной среды»  –  в рамках исследований РНЦ и НЦ РАО на базе:

Омского государственного педагогического университета;

Российского государственного профессионально-педагогического университета и др.

Проводятся исследования по другим направлениям, определённым планом фундаментальных и поисковых научных исследований РАО, в частности, по проблемам:

 – перехода профессионального образования на инновационный путь развития  (НЦ РАО на базе:  Российского государственного профессионально-педагогического университета;  Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко и др.);

перспектив развития непрерывного педагогического образования;

научных обоснований современных стратегий и прогнозирование тенденций развития образования, и др.

Полученные РАО результаты позволяют однозначно констатировать:

систематический анализ и обобщение отчётных материалов РНЦ и НЦ способствуют формированию многостороннего системного представления о фундаментальных  и научно-прикладных исследованиях по вопросам состояния и перспектив развития педагогического образования в Российской Федерации,  ведущихся наиболее авторитетными научными коллективами страны.

        В целях повышения педагогической культуры российского общества РНЦ и НЦ при координации РАО апробируют востребованные образовательные технологии, средства и формы организации обучения и воспитания.

Развивающаяся под руководством Российской академии образования научная академическая сеть центров РАО оказывает научно-методическую помощь:

 — образовательным организациям разных уровней образования;

 — органам управления образованием в совершенствовании системы подготовки педагогов и преподавателей общеобразовательных, профессиональных и высших образовательных учреждений.

Особым направлением деятельности научной сети РАО является  обобщение и распространение исторического и современного опыта развития образования и педагогической теории.

   В 2020-м году сетевым академическим сообществом РАО  было проведено более ста значимых мероприятий теоретико-методологической, научно-методической и научно-прикладной направленности: научно-практические конференции и форумы  международного, общероссийского и регионального уровней, в том числе,  в сетевом мультисекционном формате, активно поддержанном Российской академией образования.   Предметом обсуждения (и принятых решений) стали следующие актуальные проблемы:

            –          роль и значение системы образования в новых социально-экономических и социокультурных реалиях;

            –          педагогическое образование и модель «учителя будущего»;

            –          современные вызовы и  государственная молодёжная политика;

            –          дидактика 21 века и др.

Результаты организационно-координирующей и экспертно-аналитической деятельности РАО по планомерному развитию сети партнёрских отношений  позволяют   определить достигнутый уровень кооперации как устойчивое и имеющее отчётливые перспективы развития научное и организационно-методическое основание развития системы сетевого общественно-научного  взаимодействия на качественно новом уровне. Сеть  также прирастает новыми центрами.    В 2020 году   открыты Амурский НЦ РАО на базе Амурского ГУ, Иркутский НЦ РАО на базе «Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека». Готовятся к подписанию документы на создание Вологодского НЦ РАО на базе Вологодского ГУ.

Были обозначены темы для обсуждения в ближайшей перспективе (начало 2021 года)

  • Предложения по формированию  планов работы РНЦ, НЦ с учётом:
  • основных целевых показателей реализации национального проекта «Образования» и национального проекта «Наука»;
  • целей и задач реализации «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035»;
  • целей и задач реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • плана фундаментальных и прикладных исследований РАО;
  • целей и задач реализации иных нормативных документов в сфере наук об образовании.
  • Предложения по актуализации научных направления РНЦ, НЦ в контексте развития экспертно-аналитической базы развития педагогического образования
  • Предложения по формам и срокам актуализации инновационных площадок РАО, предложения по статусу и перспективам взаимодействия «РНЦ (НЦ) РАО – инновационные площадки»
  • Предложения по форматам взаимодействия экспертных межрегиональных групп по разным направлениям исследований, имеющих стратегическое значение

Резюмируя, Э.Р. Баграмян подчеркнул, что перспективы развития системы сетевого академического сообщества Российской академии образования  связаны с:

            –          дальнейшим развитием и укреплением сети региональных центров РАО в субъектах РФ; развитием и организационно-методической поддержкой инновационных площадок РАО в регионах как полигонов передовой педагогической мысли и практики;

            –          формированием междисциплинарных межрегиональных экспертных сообществ по различным проблемам развития системы образования в целом, по уровням,  педагогического образования;

            –          формированием экспертно-аналитической базы развития педагогического образования;  развития образовательных систем и дидактики.

 – развитием координирующего центра обеспечения научных коммуникаций с передовыми зарубежными центрами.

Участники совещания   обсудили также  формы  взаимодействия между центрами, обменялись мнениями и по другим  приоритетным вопросам. В работе совещания приняла участие ученый секретарь НЦ РАО РГППУ профессор Л.М.Андрюхина.

Презентация1

презентация 2.