Традиции и инновации в развитии инженерного образования на Урале

24 апреля 2019 года  в рамках 24-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и  профессионально-педагогическом образовании» состоялся круглый стол  на тему «Традиции и инновации в развитии инженерного образования на Урале». В работе круглого стола приняли участие  ученые и практики  образования из  Москвы, Екатеринбурга,  Магнитогорска, Нижнего Тагила, Первоуральска, Челябинска и других  городов России.

В приветственном слове Евгений Михайлович Дорожкин, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии педагогических наук, ректор РГППУ, директор НЦ РАО РГППУ подчеркнул, что круглый стол организован Научным центром  РАО РГППУ совместно с Уральским федеральным университетом и РГППУ. И особенно значимым является то,  что в работе круглого стола  с помощью видеосвязи примет участие академик РАО,  профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ Николай Дмитриевич Подуфалов

Ведущий круглого стола  Олег Иринархович Ребрин, доктор химических наук, профессор, директор Высшей инженерной школы УрФУ,  отметил, что, судя по составу участников,  тема круглого стола   привлекла интерес академической науки, большого круга ученых и преподавателей ведущих вузов Урала и специалистов сферы профессионального образования.

В своем докладе «О методологических проблемах развития образования» академик  Николай Дмитриевич Подуфалов  дал анализ   актуальных проблем, стоящих перед  российским образованием, и   предложил методологические подходы к их решению.   Одна из главных проблем, отмеченных докладчиком, заключается в   развитии содержания образования, в достижении его соответствия  современным трендам  развития науки и технологий. Особенно остро эта проблема стоит в области общего среднего образования. В докладе предложено при активном и системном участии Российской академии образования сосредоточить внимание на совершенствовании методологии формирования заказа  на содержание образования; на  вопросах фундаментализации содержания образования и педагогизации процесса передачи новейших достижений наук и технологий в процессе обучения; на повышении фундаментальности образовательных технологий, которые должны опираться на   фундаментальные исследования психологических и педагогических наук.  Особая роль Российской академии образования  видится также  в обеспечении системного  и научно-обоснованного характера экспериментальной  и инновационной педагогической деятельности в образовании.

Николай Дмитриевич Подуфалов также ответил на поступившие от участников круглого стола вопросы.

В выступлении  Надежды Васильевны  Бряник, д-ра филос. наук, проф. ,УрФУ, Екатеринбург,  был поднят вопрос о научной составляющей инженерного образования. На материале научного наследия уральских ученых И.Я. Постовского и С.В. Вонсовского была показана роль научных идей, которые заложили основы научно-инженерных школ  органической химии (И.Я. Постовский) и физики металлов (С.В. Вонсовский). Основанные   в то время  Уральские научно-инженерные школы  плодотворно функционируют и по сей день. Фундаментальность  научных оснований инженерной деятельности, предстающая в творчестве этих  крупнейших ученых,  сегодня приобретает особую значимость как путь достижения   интеллектуальной преемственности и  форма воспроизводства духа науки и инженерных кадров.

Ольга Михайловна Фархитдинова, канд. филос. наук, доц. кафедры управления персоналом и психологии УрФУ,  на базе  результатов исследования  опыта  УралВНИПИЭНЕРГОПРОМ показала    значимость истории инженерного образования на Урале и обращения к  сложившимся традициям. Сегодня в условиях опережающих исследований и перспективных разработок подготовка инженерных кадров рассматривается как национальный приоритет. Поэтому учет и осмысление опыта масштабных проектов создаст, как подчеркнула Ольга Михайловна Фархитдинова, благоприятную среду для формирования профессионалов заинтересованных в будущем и ценящих прошлое.

В выступлениях  преподавателей кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии РГППУ, Бориса Николаевича Гузанова, д-ра техн. наук, проф., Марины Александровны Федуловой, канд. пед. наук, доц.,  Ксении Анатольевны Федуловой, канд. пед. наук, доц,  и  Любови Тимофеевны Плаксиной,  канд. техн. наук, доц. , были подняты   вопросы   современной инженерной подготовки в профессионально-педагогическом вузе. Была представлена актуальность формирования современных подходов к содержанию отраслевой (инженерной) подготовки студентов профессионально-педагогического вуза с позиций транспрофессионализма.    Особое внимание в процессе инженерной подготовки кафедра уделяет развитию инженерного мышления, таких его составляющих как готовность к инновациям и критический подход в работе с информацией. Анализ формируемого комплекса профессионально-специализированных компетенций направления подготовки  44.04.04  Профессиональное обучение (по отраслям) магистерской программы «Инженерная педагогика» однозначно определил ориентацию на владение инновационными технологиями, что является необходимым (хотя, далеко не единственным) условием формирования инженерного мышления при подготовке специалистов. Развитие критического отношения к информации и ресурсам, предоставляющим ее, является неотъемлемой частью подготовки современного инженера и педагога профессионального обучения, позволяет ему стать активным участником формирования этического информационного фильтра у современной молодежи.

Сергей Владимирович Васильев, канд. пед. наук, директор центра подготовки персонала НПК «Уралвагонзавод», Нижний Тагил,  и  Владимир Анатольевич Федоров, д-р пед. наук, проф., действительный член Академии профессионального образования, РГППУ  представили позицию работодателя.   Главная идея выступления заключалась в том, что  при любом уровне подготовки и качества  высшего образования молодой специалист не будет успешен, если на производстве не будет выстроена система адаптации выпускника.  В НПК «Уралвагонзавод» эта система  существует, имеет свои традиции и  успешно развивается. Выпускник высшей школы  попадает  на производство еще во время преддипломной практики. Уже в это время с ним заключается трудовой договор, он одновременно учится и работает, что позволяет  быстрее познакомиться с производством и наладить трудовые отношения. Затем, получив диплом и придя на производство,  выпускник обучается в школе молодого специалиста по специальной программе. Следующей обязательной  и весьма эффективной формой адаптации является годичная стажировка. По итогам стажировки  по индивидуальным программам  под руководством опытного руководителя молодой специалист демонстрирует уровень освоения необходимых компетенций перед  специальной комиссией.  Комиссия принимает решение о соответствии занимаемой должности или о необходимости присвоения более высокой квалификации, или рекомендует изменить направление профессиональной деятельности в рамках предприятия. Большую роль в адаптации молодых специалистов играет молодежная организация предприятия. В центре ее внимания личностно-профессиональный рост молодежи,  вовлечение молодых людей     в социальные проекты, научную и инновационную  деятельность.  В НПК «Уралвагонзавод» регулярно проводятся научно-практические конференции, многочисленные конкурсы профессионального мастерства, конкурсы инновационных проектов,   стимулируется научно-исследовательская деятельность, обучение в аспирантуре и докторантуре.  Инженерная культура  на современном производстве – это не только навыки профессиональной деятельности, но и культура   инновационного поиска и творческого сотрудничества.

Анна Александровна Карташева, канд. филос. наук, доц., УрФУ показала, что инженерное образование в области биотехнологий сталкивается с серьезным этическим вызовом. За много веков уже устоялись принципы медицинской этики и биоэтики. Так, одним из важнейших принципов является постулат «не навреди», который связан с именем Гиппократа. Но, когда врач становится инженером, то он сталкивается с инженерной этикой, которая сильно отличается от медицинской и биологической. Кроме того, в области биотехнологии постоянно происходит динамичное обновление концепций, методов и проведенных экспериментов. Поэтому необходима замена традиционного подхода к преподаванию на концептуальный и этически-ценностный подходы. Необходимо исследование программ и методик преподавания различных дисциплин по биотехнологии, анализ лучших мировых образовательных практик и совершенствование собственных образовательных программ. Как в собственно инженерной этике, так и в этике биотехнологий еще не сформулированы окончательные принципы, так что это является задачей ближайшего будущего для философии, этики и педагогики.

Сергей Вадимович Анахов, канд. физ.-матем. наук, доц., зав. кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин, РГППУ  сделал краткий обзор истории инженерного дела и образования на Урале и  отметил неизбежные для ХХI века трансформации в сфере инженерного образования, обусловленные общемировым переходом к новым укладам с характерным возрастанием доли наукоемких, автоматизированных и цифровых технологий. Он обозначил реализуемые в России программы и проекты, направленные на решение кадровых и образовательных проблем современной цифровой экономики (Национальная технологическая инициатива, национальные проекты «Наука» и «Образование» и другие). Сергей Вадимович Анахов обратил внимание участников круглого стола  на современные тенденции цифрового производства, представленные на форуме ИННОПРОМ-2018, такие как  роботизация, цифровое производство, аддитивные технологии, цифровой мониторинг и др. Показал их  влияние на кадровую и образовательную политику.

Людмила Михайловна Андрюхина, д-р филос. наук, проф., ученый секретарь НЦ РАО РГППУ,  продолжила разговор об изменениях, происходящих в образовании, в контексте цифровой трансформации.  Она подчеркнула, что цифровизация ведет не только  к изменению содержания профессий. Новые цифровые технологии по сути становятся платформой  транспрофессиональной трансформации, размывая границы между профессиями, создавая надпрофессиональные информационные потоки и формируя запрос на новые компетенции. Например, профессия «инженер» выходит за рамки чисто производственной, технической сферы, а педагогические профессии в условиях цифровой среды  начинают наполняться  различными инженерными составляющими. Развиваются практики образовательного инжиниринга. Разработан проект концепции цифровой дидактики для профессионального образования. В работах М.А. Чошанова в свое время уже  было представлено целое направление, которое он назвал «инженерной дидактикой». И в этой связи  возможно становится необходимой   подготовка инженеров нового типа  -  а именно цифровых инженеров-педагогов.

В заключении  обсуждения Олег Иринархович Ребрин подчеркнул  содержательность и конструктивность состоявшегося разговора и выразил общее мнение,  предложив  сделать  традицией ежегодно   собираться  за круглым столом и  обсуждать вопросы  инженерной деятельности и инженерного образования.

Видеозапись доклада  академика РАО Н.Д.Подуфалова

Ответы академика РАО Н.Д.Подуфалова на  поступившие вопросы

Презентации выступлений

Выступление Б. Н. Гузанова и  К.А. Федуловой

Выступление А.А. Карташевой

Выступление С.В.Анахова

Выступление Л.М.Андрюхиной

Заметка о проведении круглого стола, размещенная на сайте Департамента философии УГИ УрФУ

https://philos-urgi.urfu.ru/ru/novosti/27018/