Программа Круглого стола Тема: «Компетенции XXI - го века. Основные тренды развития профессионального образования» 2 ноября 2017 г.

Евразийский научно-исследовательский Институт Человека УрО РАН 

Уральский государственный экономический университет

 Российский государственный профессионально-педагогический университет

  Научный центр Российской Академии образования на базе РГППУ

Круглый стол

Тема: «Компетенции XXI - го века. Основные тренды развития

профессионального образования»

 2  ноября (четверг)  2017 г.

Время и место проведения: начало заседания в   15. 00  час.,  начало регистрации в 14.30 час,  

г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 85 а, 2 этаж, конференцзал.

 

Ведущий Круглого столаЧерешнев Валерий Александрович,

академик РАН, Президент Евразийского научно-исследовательского

Института Человека, член Президиумов РАН и УрО РАН, директор

Института иммунологии и физиологии УрО РАН

Комментарии и вопросы к теме

       Смена  технологических укладов и технологических платформ  формирует запрос к развитию профессионального образования. В мировой экономике и в образовании все большее влияние оказывают такие тренды развития как диджитализация, работа с большими данными (big data), рост наукоемкости,  интеллектуализация  производства и самых различных сфер жизни человека, формирование глобальных рынков труда и др.

       Стремительное развитие науки меняет онтологическую картину мира, открывая перед человеком  возможности  новых форм организации познания, обучения    и действия на основе  иммерсивных  виртуальных (IV) сред, интеграции реальных и виртуальных миров,  широкого доступа  к процессам творческого участия и  профессионального  сотрудничества.

       Возрастает значение форсайт-исследований, прогнозной и моделирующей составляющих  научного поиска,   их результатов как основания определения  путей опережающего развития   в экономике и  профессиональном образовании.   Для них характерно интегральное  рассмотрение вопросов развития  науки, промышленности, экономики и  образования.  Определение трендов развития становится основанием моделирования компетенций и   структуры образования, обеспечивающей их достижение. Наиболее известными являются:

 проект «Промышленность 4.0» (Германия) - определение будущей потребности в компетенциях на основе анализа Европейских технологических платформ (этот проект был широко представлен на Международной выставке в Екатеринбурге «Иннопром -2017»).

Использование патентных данных (Южная Корея) при определении будущих потребностей в компетенциях (например, в области информационной безопасности).

Составление концепций будущего общества (Япония), в основе которого лежит развитие науки и технологий (12 междисциплинарных тематических комитетов, 832 научно-технологические темы).

Концепция Гринфилда и российская методология форсайта компетенций (Россия, Сколково). Разработан Атлас новых профессий.

С другой стороны, на эмпирическом уровне  во всем мире постоянно исследуются навыки и компетенции, востребованные работодателями и рынком труда. В различных странах мира идет активная работа по формированию списков навыков, необходимых любому человеку в XXI -м веке. Специально их разработкой занимаются сразу несколько консорциумов.

Для России вопрос  подготовки кадров для  новой экономики стоит наиболее остро. В 2015 году Минтруда России утвердил список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.). 

Вместе с тем по данным метаисследования консалтинговой компании BCG и Всемирного экономического форума, азиатские страны и регионы лидируют по уровню развития у учащихся навыков, которые принято называть навыками века. В их число входят умения, особо востре­бованные в XXI веке,  − такие как читательская или математическая грамот­ность, и, кроме того, креативность, критическое мышление, любознательность и т. п. Шанхай и Сингапур возглавляют рейтинги по большинству направлений, только по культурной и гражданской грамотности (способ­ность понимать, анализировать и применять гуманитарные знания) лидирует Финляндия. Хорошие результаты у Гонконга, Макао, Японии, Южной Кореи. Вьетнам входит в верхние 20-30%. Россия — где-то в середине или ниже. Креативность, критическое мышление, командная работа — навыки, востре­бованные работодателями в XXI веке, у выпускников школ в России встре­чаются реже, чем в половине стран. И поскольку у выпускников нет необхо­димых навыков, компетенций, личностных качеств, компании должны тра­тить годы на их обучение − либо организовывать рабочий процесс более примитивным способом. Если выпускники школ проявляют недостаточный уровень развития навыков XXI века, то можно предположить, что это может стать основой для значительных трудностей уже в овладении профессией на последую­щих уровнях образования.

      Вопросы для обсуждения:

  1. Насколько стратегии  модернизации и реформирования профессионального образования в России отвечают мировым трендам развития?
  2. Как соотносятся  мировые тренды развития и   компетенции, определяемые в различных форсайт проектах?
  3. Основные модели профессионального образования, обеспечивающие подготовку  по профессиям будущего, какими они должны быть? Особенности, плюсы и минусы  предлагаемых моделей («умные фабрики» как платформы обучения; иммерсивные виртуальные среды;  креативные сообщества и др.).
  4. Основные проблемы развития профессионального образования России в контексте   трендов мирового развития. Высшее образование: стратегии развития и реальность.
  5. Роль  и формы интеграции науки и образования.

Вступительное слово академика Черешнева Валерия Александровича.

     Приветственное слово Дорожкина Евгения Михайловича – ректора Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктора педагогических наук, профессора, директора Научного центра  Российской Академии образования на базе РГППУ.

      Приветственное слово Силина Якова Петровича – ректора Уральского государственного экономического университета, доктора экономических наук, профессора, первого вице-президента Евразийского научно-исследовательского Института Человека.

                                                                     Доклады

Романцев Геннадий Михайлович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель РГППУ

Основные тренды развития профессионального образования

 

Куцев Геннадий Филиппович, академик РАО, доктор философских наук, профессор, научный руководитель ТюмГУ, г. Тюмень

Некоторые особенности развития профессионального образования в России в цифровую эпоху

 

Зеер Эвальд Фридрихович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития  РГППУ

     Методология развития транспрофессионализма субъекта деятельности

Вишневский Юрий Рудольфович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальных технологий управления, УрФУ,

Профессионализация и депрофессионализация

 

Кислов Александр Геннадьевич,    доктор философских наук,  профессор, кафедра права РГППУ

Вперёд от общества консьюмеризма к обществу дилетантизма! Или есть альтернатива?

 

Ефанов Андрей Викторович,  кандидат педагогических наук, доцент,  директор научно-образовательного центра  развития ремесленного образования РГППУ

Проблемы и перспективы развития ремесленного образования в России

 

Копнов Виталий Анатольевич,  доктор технических наук, профессор,  РГППУ, советник при ректорате

Обучение, совмещенное с работой (Work based learning), - новый формат высшего образования

 

Мокроносов Александр Германович, доктор экономических наук, профессор,  РГППУ

Профессиональные образовательные организации как элемент предпринимательской экосистемы региона

 

                                                Выступления в дискуссии

Андрюхина Людмила Михайловна,  доктор философских наук, профессор, РГППУ, ученый секретарь НЦ РАО РГППУ

Компетенции XXI века: методология форсайта и адорнации

 

Садовникова Надежда Олеговна,    кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой  профессиональной педагогики и психологии РГППУ

Компетенции педагога инклюзивного профессионального образования

 

Акимова Ольга Борисовна, доктор филологических наук, профессор, декан ФПК РГППУ

Читательская грамотность  молодого специалиста: вызовы и реалии XXI века

 

Комлева Светлана Витальевна,   кандидат педагогических наук,

доцент кафедры ТМФК РГППУ

Проблема профессионального обучения и дообучения на предприятии

 

Степанов Александр Владимирович,  кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна интерьера,  РГППУ

Стратегические векторы развития системы профессионального образования

 

Сипер Анатолий Семенович, кандидат технических наук, доцент, кафедра менеджмента,    РГППУ

Формирование компетенций выпускника вуза

 

Зырянова Наталья Искандарьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессионально-экономического обучения ИГСЭО РГППУ

Требования к компетенциям педагогических работников системы среднего профессионального образования и результатам их подготовки

 

Сумина Татьяна Григорьевна,  канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, РГППУ

Верификация готовности преподавателя СПО к организации профессионально-педагогического взаимодействия

 

Заглодина Татьяна Алексеевна, старший преподаватель, кафедра социологии и социальной работы, РГППУ

Копинг-компетентность педагога как психолого-педагогическое условие реализации инклюзивного образования

 

Зиннатова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, РГППУ

Психологическое профессиоведение в постиндустриальном обществе

 

Раменская Галина Павловна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, РГППУ

Стратегические вопросы повышения качества жизни российских пенсионеров путем выработки у них компетенций, необходимых для  активной адаптации

 

Чапаев Николай Кузьмич,  доктор педагогических наук, профессор,  кафедра методологии профессионально-педагогического образования РГППУ

О некоторых проблемах образовательной инноватики

 

Заводчиков Дмитрий Павлович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии образования ипрофессионального развития РГППУ

Проектирование профессий будущего как психологическая проблема

 

Шихов Юрий Александрович доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Профессиональная педагогика», Шихова Ольга Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Профессиональная педагогика» ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», г. Ижевск

Экспертные методы в форсайт-исследованиях в профессиональном образовании

 

Анахов Сергей Вадимович,  кандидат физико-математических наук,   доцент, заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин, РГППУ

Интеграция науки и образования в рамках НТИ (Национальной технологической инициативы)

      

     Танаев Владимир Михайлович,  cтарший преподаватель,   магистр частного права,

      Гуманитарный университет,  юридический факультет

Профоптимизация vs профориентация: опыт работы с самым популярным в мире тестом (MBTI) при приеме на работу в качестве инструмента профоптимизации

Участвуют в дискуссии

     Авдюшин Герман Сергеевич, эксперт общественной палаты СО, Общероссийское общественное движение «Всероссийское Родительское собрание»; Вайнштейн Григорий Михайлович, начальник Отдела развития бизнеса Уральской торгово-промышленной палаты; Вшивцева Марина Николаевна,  исполнительный вице-президент СО СПП; Костромина  Светлана Прокопьевна,  советник при ректорате УрГЭУ; Пантелеев Вадим Юрьевич, канд. юр. наук, доц., председатель Уставного Суда Свердловской области; Сысоев Анатолий Васильевич, профессор, заслуженный  металлург России; Чупахин Олег Николаевич, академик РАН, главный научный сотрудник Института органического синтеза УрО РАН, Председатель объединенного  совета по химическим наукам УрО РАН; Банникова Татьяна Игоревна, помощник проректора по учебной работе, УрГАХУ, Беляева Людмила Александровна,  д-р филос. наук, проф., проф. каф. философии и акмеологии, УрГПУ; Березина Вероника Александровна,  ст. преп. РГППУ; Вайнштейн Александр Михайлович,  гл. редактор  журнала "Профессиональное образование и рынок труда»; Воронина Алла Аркадьевна,  канд.юр. наук, доц., зав. каф. права  РГППУ; Давыдова Наталия Николаевна,  канд. техн. наук, доц.,  редактор журнала «Образование и наука»; Днепров Сергей Антонович, д-р  пед. наук, проф., проф., РГППУ;   Ергунова Ольга Титовна, канд. экон. наук,    председатель  совета молодых ученых, УрГЭУ;  Исхаков Ринад Хакимуллович, канд. пед. наук, доц.,  доц. каф. профессиональной  педагогики и психологии  РГППУ; Колесникова Екатерина Александровна, доцент, УрГАХУ; Кордюкова Лариса Владимировна,   канд. искусствовед., доц., зав. каф. музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, РГППУ; Котова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доц., зам. директора Института психолого-педагогического образования, РГППУ; Краюхина Ольга Евгеньевна,  канд. пед. наук, доц., доц., РГППУ; Ларионова Марина Бариевна, канд. ист. наук,  зав. кафедрой документоведения, истории и правового обеспечения, РГППУ; Ломовцева Наталья Викторовна,  канд. пед. наук,  доц., директор Института непрерывного образования  РГППУ; Микушина Марина Михайловна, канд. экон. наук, доц., каф. менеджмента РГППУ; Осипова Ирина Васильевна, канд. пед. наук, проф., РГППУ; Осколкова Юлия Вениаминовна,  канд. пед. наук, доц., доц., РГППУ; Протасов Владимир Васильевич,  кандидат педагогических наук, директор ГАПОУ СО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум»; Реньш Марина Александровна, канд. филос. наук, доц.,  директор института развития территориальных систем профессионально-педагогического образования РГППУ; Саевич Анна Валерьевна, зам. директора по воспитательной работе ГАПОУ СО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум»; Силин Вадим Евгеньевич,  канд. техн. наук,  руководитель центра профориентации и нового приема УралЭНИН,  Уральский федеральный университет; Скораева Елена Алексеевна, помощник первого проректора по менеджменту качества, ст. преп. института дополнительного профессионального образования УрГУПС; Старкова Анна Михайловна,  ст.преп., РГППУ; Тарасова Анжелика Геннадьевна, ст. преп. РГППУ, каф. дизайна интерьера; Тарасюк Ольга Вениаминовна, канд. пед. наук, проф., проф. каф. стиля и имиджа,  РГППУ; Третьякова Наталия Владимировна, д-р пед. наук., доц., директор Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ; Уткин Анатолий Валерьевич,  д-р пед. наук, доц., проф. каф. педагогики и психологии НТГСПИ (ф) РГППУ,  г. Нижний Тагил;  Хасанова Ирина Ивановна, директор Института психолого-педагогического образования, канд. пед. наук., проф. РГППУ; Хридина Нина Николаевна, канд. пед. наук, директор НОЧУ ДПО «Институт опережающего образования»; Чубаркова Елена Витальевна, канд. пед. наук, доц., директор Института инженерно-педагогического образования РГППУ;  Шмакова Лариса Евгеньевна,  канд. пед. наук, доцент, РГППУ;  Щербина Елена Юрьевна, канд. эконом. наук, и.о. проректора по образованию РГППУ;  магистранты и аспиранты вузов г. Екатеринбурга.

 

Иконка PDF shafranov_kucev.pdfИконка PDF e_f_zeer.pdfИконка PDF yu_r_vishnevskiy.pdfИконка PDF kopnov_wbl.pdfИконка PDF a_g_mokronosov.pdfИконка PDF a_v_efanov.pdfИконка PDF andryuhina.pdfИконка PDF anahov_nti.pdfИконка PDF zaglodina_t.a._kruglyy_stol.pdfИконка PDF prezentaciya_zyryanova.pdfИконка PDF s_v_komleva.pdf